Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Распад древнерусского  государства и древнерусские земли 12-начало13веков.

Есть храмы, летописи, письменные законы. Идут процессы изменяющие уклад жизни.

11 век можно назвать переломным в истории домонгольской Руси. Процесс феодолизации – свободные земледельцы начинали попадать в зависимость от князей и монастырей.

Как это вышло?

Князья раздавали в награду дружиннику право собирать дань в свою пользу с определённой территории.  В 11-ом веке князья стали раздавать уже землю вместе с поселенцами, а земледельцы должны были платить за право пользования землёй. Хозяин мог переводить селянина из одного села в другое – власть над личностью.

Появлялись феодалы – дружинники, князь духовенства, жившие за счёт зависимых от них крестьян. Во второй половине 11-ого века усложнилась социальная структура Руси.  На ряду со свободными землепашцами, платящими дань князю, как во главе государства появляются те, кто зависим от феодала и платит только ему. Свобода этих ограниченна феодалом. Всех вместе их именовали одним название – смерды.

Зависимые пока составляли меньшинство в отличии от стран западной Европы.

Третий слой населения – люди в рабской или полурабской зависимости от феодалов: холопы(мужчины) и рабы(женщины). А иноземных рабов называли по-прежнему – челядь.

Главным хлебом стала рожь(пшеница и просо отошли на второй план). Рожь угнетает сорняки, меньше требует плодородия от почвы. Благодаря ржи на Руси стало больше хлеба – стало чем кормить неземледельческое население.

Городская революция 11-ого века.

Быстрый в геометрической прогрессии рост числа городов – поселений с многообразными функциями, культурным своеобразием. Именно в 11-ом веке возникает новое социальное явление – древнерусский город, подобно которому не было на западе.

Там город и село были связаны только деловыми отношениями, а на Руси селяне могли прятаться в городе в специальных домах от войны. В Европе город был противопоставление феодалам, они жили в замках за пределами городов. На Руси князья и бояре имели свои дворы в города. Города были для них коллективным замком.

Появляется новое слово – общество. Горожане – люди градские.

Благодаря революции 11-ого века, 12 век становиться золотым веком древнерусской культуры, так как именно в городах могла развиваться многообразная деятельность – накапливаться культура. Ремесло было развито высоко и уровень жизни горожанина 12 – начала 13 веков был довольно высок: у них была стеклянная посуда, украшения, кожаная обувь, качественное оружие.

К концу 11-ого века исчезает ополчение из селян, оно сменивается ополчением горожан – городовыми полками. Пешие, но хорошо вооружённые.

В Европе же  до 14 века боевой силой были лишь только рыцари. Прочие – сволочь(согнанные) добивали и грабили.

Аналог рыцарей – дружинники. Схожая психология, кодекс чести, символы рыцарского достоинства – меч и шпоры. Шпоры – символ силы и мужества всадника, дружинники(бояре и отроки) по-прежнему составляли элиту войска. Конные воины – профессионалы – «сверхчеловеки», практически не уязвимые для пехоты. Они были тренированны и одеты в кольчугу, пластинчатый доспех – «дощатые брони», шлем с забрало (личиной). Князья и дружинники не зря увлекались охотой.

Но в связи с феодализацией многие дружинники становятся материально независимы от великого князя. Раньше дружинники  были привязаны к великому князю, к Киеву, к центру. Теперь же появился независимый источник доходов – вотчина, сёла. Это привязывает его к определённой местности и служить князю ему уже неудобно – отрываться от вотчины. С большим удовольствием такой муж служил бы местному князю. А местному князю есть где обосноваться – города богаты и их много, есть чего взять.

Так происходил распад на суверенные земли.

3. Фактор – неуправляемость огромного государства, при тогдашнем развитии связи и транспорта.

2. Фактор – революция.

1. Фактор – феодализация.

Распад не фиксировался не какими документами, а шёл незаметно из под воль.

Ярослав Мудрый был ещё единовластцем, а после его смерти установился порядок, при котором Русь считалась общим достоянием потомков Ярослава, каждый из которых правит определённой областью – «волостью». Одни считались более престижными, другие менее и распределялись согласно старшинства в княжеском роду, а старшинство исчислялось от старшего брата к младшему брату, далее сын старшего брата к сыну младшего брата и так далее.

Самому старшему полагался Киев, а после его смерти всё полагалось переместить на одну ступень вверх. Киевский князь был всем прочим в отца, руководить остальными. Каждый князь теоретически мог стать великим.

Русь снова стала федерацией (в теории)!!!

А на деле порядок не работал. Многие князья предпочитали волость поскромнее, но в наследственное владение. Стремились отсоединиться от Киева. Если не добром, то силой. С 1070 годов на Руси не прекращались усобицы – княжеские войны. Добавилась ещё и половецкая опасность.

На смену ушедшим за Дунай печенегам к юго-восточным границам Руси прикочевали тюркские – племена половцы (кипчаки).

В 1080 годах половецкий натиск стал просто невыносимым, как натиск печенегов за сто лет до того. Ханы Баняк, Тугукан(прототип Тугарина) подходили к самому Киеву. В борьбе с половцами и прославился переяславский князь Владимир Всеволодович Мономах. Он перешёл от обороны к наступлению и организовывал походы в глубь их земель к реке Дон. Он делал это весной, когда кони были истомлены зимней бескормицей(если случалась оттепель, а потом мороз, то лошади не могли выкапывать траву и умирали или тощали).

Мономах загнал половцев за Дон, на Кавказ.

1120 год – сын Мономаха пошёл на Дон, а половцы ушли. Следующий натиск начался лишь в 1180-х годах(«Слово о полку Игореве»).

Мономах приобрёл авторитет: «добрый страдалец за русскую землю». Этот авторитет ему и помог в 1113-1125 – стать князем Киевским и укрепить единство Руси, приостановив распад. При Мономахе и его сыне Мстиславе Великом Князья были послушными вассалами, которых они переселяли, созывали на войну или изгоняли. Но причины распада устранены не были.

1132 год – умер Мстислав великий и процесс распада пошёл ускоренными темпами.

1130-1149 годы период агонии Древнерусского государства. В это время великие князья распоряжались ещё какими-то землями кроме Киева.

С 1150 года под властью великого князя остаётся лишь киев, а прочие земли становятся суверенными, каждая из этих земель была похожа на древнерусское государство в миниатюре: в главном городе – князь, а в прочих князья – вассалы. Но власть князя ограничивалась городским вечем (князья не были монархами, ни полновластными).

Вече изгоняло, приглашало или ограничивало князей.

Древнерусское государство окончательно распалось в середине 12-ого века, в те же годы, когда впервые упоминается Москва.

Рассмотрим особенности  каждой из суверенных земель.

Галицкая земля – столица город Галич. Современное – Прикарпатье на Украине. Выделялось необыкновенно сильным боярством. Они имели свои дружины, могли попрекать князя. А в 1211 году боярин провозгласил себя князем Галицким.

Главный храм, символ земли – храм успения и богородицы (Успенский собор).

Смоленская земля (волынская). Северо-запад современной Украины.

Князья – потомки Мстислава Великого, классические рыцари: Мстислав Удалой, Мстислав Храбрый и так далее. Они носили шлемы западно-европейского образца (вёдра).

Символ и главный храм Волыни и Смоленска и Собора успения богородицы. Это не случайно – богородица считалась покровительницей Руси.

Переяславская земля – современная полтавщина на Украине. Часто подвергалась половецким нашествиям. Главный храм – Михайловский собор.

Рязанская земля. Население – вятичи  - непокорная, дерзкая. Маленькая, но гордая земля. Главный храм – Борисоглебский собор. Первоначально называлось Рязань.

 Суздальская земля(Владимиро-суздальская).

Колыбель современной России. Здесь возникло Московское княжество. Окраинный, но общирный лесной край, с плодородными полянами – опольями. Первый суздальский князь Юрий(Гюргий) Долгорукий сын Мономаха. Князья крепкие хозяева, администраторы, стороители.

При сыне долгорукого Всеволоде Большое Гнездо суздальская становиться самой сильной из всех русских земель. Здесь устанавливается самая сильная княжеская власть. Князя окружали чуть ли не священным ореолом. Эта политическая традиция возникла при старшем сыне Долгорукого – Андрее Боголюбском. Её заимствовали и позднейшие русские государства.

Главная  святыня – Богоматерь Владимирская, перенесённая во Владимир Андреем Боголюбским. Она по преданию была написана первым евангелистом – Лукой. Нигде так не почитали Богородицу,как здесь.

Отсюда пошёл праздник покрова.

До 1160-х годов столица Суздаль – Суждаль. После 1160-х – Владимир – Влолодимир. Главный храм Суздаля рождественский собор (Собор Рождества Богородицы). Во Владимире – успенский собор.

Новгородская земля.

Выделялась этническим характером населения – люди суровые, непокорные, независимые, люди действия, любящие простоту и ясность, говорили кратко, но выразительно.

Отсюда и новгородская архитектура – храмы с минимумом декора, монолиты – символ силы, суровости и воли. Такова и живопись – яркая, смелая.

Это обусловило особенное политическое устройство: к началу 13 века утвердился порядок, когда верховная власть принадлежала выборному посаднику, а князя лишь приглашали.

Кто выбирал посадника? Разные мнения: все взрослые мужчины, только бояре.

Символ Новгорода – Святая Софья Новгородская. Точно такой же храм был в Полоцке.

Полоцкая земля(современная Белоруссия).

Обособилась раньше всех, ещё при Ярославе Мудром. Воюет с литовцами, латгалами (латышами) и земгалами. Вторая (кроме новгородской) республика Древней Руси.

С середины 12 века там управляло вече, а в конце 12 века там не было даже князя.

Туровская земля.

Юг современной Белоруссии(Полесье).

Черниговская земля(Юг современной Украины + русские области). Главный храм – Спасопреображенский собор.

Киевская земля.

Главный храм – Святая София Киевская. Не стала ничьим наследственным владением. За право княжения боролись многие князья. Киев оставался главным городом.

У верхушки всех земель – бояр, князей, духовенства было единое этническое самосознание. Все они считали себя древнерусской народностью. Они говорили и действовали – «за всю русскую землю».

Единое этническое самосознание было и у горожан. Например: новгородцы говорили о себе, что они русские,  кроме того, что словене.

Было ли единое этническое самосознание у селян? Неизвестно, скорее всего нет. Селяне вряд ли знали даже о существовании друг друга, и даже обычаи у них были все разные.

Единый этнос так и не успел сложиться к 13 веку(только начал).