Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Обособление Великой и Малой Руси. Возвышение Москвы.

В середине 13 века произошло 2 поворотных момента:

- Монгольское нашествие

-Швецко-литовская интервенция.

Литовцы были объединены князем Миндовгом и совершали набеги на Русь доходя до Старой Руси: Смоленска, Твери. Тогда и началось присоединение к Литовскому государству русских земель. Литовцы были язычниками.

В конце 13 века в состав Литвы вошла Чёрная Русь (современная западная Белоруссия).

В конце 14 века присоединились Волынскую, Туровскую, Киевскую, Черниговскую и Переяславскую, Полоцкую.

В начале 15(1404г) присоединяется Смоленская земля.

А Галицкую землю (Червонную Русь) и западную часть Волынской земли захватила Польша в середине 14 века.

Земли присоединялись чаше по договору. Русские княжества признавали власть князя литовского, а тот оставлял прежние порядки. Так русские земли освобождались из-под ига, входя в состав Литвы.

В 15 веке сложилось уникальное федеративное государство: великое княжество литовское, Русское и Жемайское.

Жемайцы населяли северо-западную часть Литвы, а потом слились с Литовцам.

Государство создали язычники – литовцы, но большинство населения были православные славяне. Почти все в этом государстве было не литовским, а восточно-славянским. Даже государственным языком был не литовский, а так называемый старо-белорусский. У литовцев не было письменности.

Литовская экспансия привела к обособлению двух регионов:

-Великая Русь

-Малая Русь

К середине 14 века на западе Древнерусские земли, вошедшие в состав Литвы называли Малой Русью, а остальные Великой Русью.

Малая Русь -  в основном территория современной Украины.

Великая Русь – в основном на территории современной РФ.

Восточную часть современной Белоруссии называли белая Русь, а северную и западную – Литвой.

Названия Великая и Малая Русь придумали историки 14 века по аналогии с Грецией:

Малая Греция – собственно Греция.

Великая Греция – все колонии.

Великая Русь – окраина, перефория Древней Руси.

Малая Русь – Сердцевина, ядро Руси.

Затем в 14-15 и 16 веках  обособились друг от друга и люди, населявшие эти регионы – сформировались три современных восточно-славянских этноса:

-русские

-украинцы

-белорусы

В 14 каждый из них назвал себя русским, а других русскими не считал.

На территории Великой Руси сформировался русский этнос и современная Россия – это северные и северо-восточные области Древней Руси.

Суздальская

Рязанская

Новгородская земли

В середине 13 века эти земли оказались под игом золотой орды. Во второй половине 13 века и начале 14 века были самым тяжёлым периодом Ордынского Ига. Экономика Руси была очень сильно подорвана войной, данью, подарками ордынцам, содержанием послов орды, взятками.

Моральный и материальный упадок суздальской земли. Возродить её взялся третий московский князь Иван Данилович Калита (внук Невского).

1325-1340 – Иван Калита княжил в Москве.

Как он решал эту задачу? Во-первых, спастись от ордынцев первая причина упадка. Но открыто бороться было бесполезно – разгромят, как и было в Твери. Золотая Орда под властью хана Узбека была на вершине своего могущества. Ордынцы даже не строили стен – врага и близко не подпустят к городам.

Калита пошёл по другому пути. Иван Данилович – человек неблещущий воинскими подвигами, но обладавший деловой хваткой, настойчивый, расчётливый, хладнокровный, руководствующийся соображениями выгоды: «Москва слезам не верит».

Калита не стал помогать восставшей Твери, а помог хану Узбеку подавить восстание и потребовал бежавшего к москвичам тверского князя выдать. Отсюда ярлык Калиты – ордынский пособник. Участвуя в разгроме Твери Иван Калита заслужил огромное доверие хана Узбека и тот сделал его в 1328 году великим Князем Владимирским, и на Русь перестали наезжать послы и прекратились ратные войны. И была с тех пор тишина великая на 40 лет и перестали резать христиан – из летописи.

Выражение «тишина великая»  даже повторялось с наслаждением летописцем.

Благодаря этой передышке, спокойствию у людей в Суздальской и Рязанской землях исчез тот ужас, так как выросло два поколения «которым впечатления детства не привили безотчётного ужаса».

Но передышка была заработана раз и навсегда.

Калита то и дело ездил в Орду(половину княжения там провёл) и перед каждой поездкой он писал завещание. Ему приходилось возить дары, задабривать, интриговать. Из этих завещаний впервые известно о существовании подмосковных сёл: Раменки, Коломенское, Ясенево, Ногатино, Копотнево.

Прекращение набегов позволило возродить и моральные и материальные силы.

Князь Калита имел теперь право сам собирать дань с суздальской и новгородской земель. И сам отвозил в Орду. По-видимому, он собирал больше, чем надо,  а разницу нёс в московское княжество. Калита – кошелёк, его прозвали за его богатство. Но калита-кошелёк для раздачи милостыни нищим.

Богатство Калита тратил на покупку земель за пределами московского княжества и прибирал к рукам ничейные княжества, лишившиеся князей.

Началось объединение русских земель вокруг Москвы. Иван Калита полагался не только на силу, деньги и помощь Узбека. По Борисову(историк) Калита пытался убедить людей в том, что Москва естественный центр Руси и суздальской земли.

1326-1333 годы – построены три храма в кремле.

-Успенский собор(как главный храм Владимира, а Богородица – покровительница всей суздальской земли).

-Храм Спасопреображения(как главный храм Твери, Нижнего Новгорода, Ростова Великого).

-Церковь Михаила Архангела(как второй храм Нижнего Новгорода).

Получается, Москва стала сосредоточением основных святынь Суздальской земли.

Людей отличало тогда символическое мышление и эти храмы играли большую роль. Человек во всём искал потайной смысл.

К 14 веку уже и город и деревня стали православными. Поэтому важно было и то, что глава русской церкви – митрополит Пётр похоронен был не во Владимире, а в Москве. =>Москва избранна богом. А это Калита уговорил смертельно больного митрополита быть похороненным в Москве, а митрополит Феогност в 1328 году и вовсе переехал в Москву по уговору Калиты. Авторитет Москвы вырос. Началось возвышение Москвы, благодаря умелой политике московских князей, а не выгодному географическому положению. (у Твери оно было выгоднее – на Волге).

Политику Калиты продолжили его сыновья – Семён Иванович Гордый 1340-1353 годы и Иван Второй Иванович Красный(Красивый) 1353-1359 годы, которых Узбек тоже делал Великими князьями Владимирскими.

Возрождению способствовала и деятельность Сергия Радонежского(Варфоломея Кирилловича Ростовского). В 23 года он пошёл жить отшельником, чтобы почувствовать себя свободным, зависящим только от бога. Отрёкся от мирских благ – и нечего терять, бояться. Сергий стал «нищим духом», кто стал нищим, благодаря силе духа. Но в крайности он не ударялся – вериг не носил, в гробу не жил. «Он не плоть унижал, а дух возвышал». Сергий дал пример мужественного преодоления трудностей жизни, показал, что человек властен над обстоятельствами.

И многие подумали, что всегда ли трястись от страха перед ордой. Сергия уважали за труд и честность.

И вот в третьей четверти 14 века Сергий Радонежский был признанным духовным лидером и даже прекращал княжеские усобицы. На месте его кельи стоял уже монастырь Святой Троицы(Троице-Сергеева Лавра). Сергий-строитель русской духовной культуры(по Рериху).  1447 год – Сергий был канонизирован и его память отмечается 8 октября.

Результаты работы Калиты, его сыновей, Сергия проявились в 1359-1389гг – правление Дмитрия Донского(сына Ивана Красного). Княжение его оказалось бурным: Тверь и Нижний Новгород боролись с Москвой за лидерство. Тверь поддерживала Литва, но Москва была сильна. При Дмитрии в Москве строится каменный кремль, расширяется территория московского княжества. Передышка с ордой подошла к концу. Со второй половины 1360 годов возобновились ордынские набеги на Рязанск и на суздальские земли. Но бес страха выросли уже два поколения. Дмитрий Иванович стал вступать в сражения. А в 1374 году перестал платить дань. Тогда военноначальник Мамай двинул на Дмитрия все свои силы(он владел западной половиной орды). Как Батыево нашествие. Но русские не побежали.

Войско Дмитрия было не общерусское, лишь москвичи, владимирцы, ростовцы, белорусы, брянцы, ярославцы.

8 сентября 1380 года – Куликовская битва.

После нескольких часов боя воевода Боброк-Волинец произносит историческую фразу: «Час настал, время приблизилось. Братья и друзья мои дерзайте». Удар его засадного полка решил исход битвы.

После битвы зависимость от орды не исчезла, так как потери были не меньше чем у орды. Через два года после Куликовской битвы хан Тактамыш дошёл до Москвы и взял её и заставил Дмитрия снова платить дань. Но победа сделала своё дело – вызвала на Руси  не бывалый национальный подъём. В литературе, архитектуре и живописи возрождаются традиции древней Руси.

Епифаний Примудрый возрождает стиль домонгольского письма – митрополита Иллариона, Данисела Заточника. Произошёл национальный и культурный подъём. Андрей Рублёв, Даниил Чёрный, Софоний Рязанец, Епифаний Примудрый.

Что было с другими землями Руси в 14ом веке?

Новгородская земля переживала рассвет новгородской республики. У новгородцев хоть и платили дань, но никогда не видали ордынцев и не боялись их. Это господа новгородцы.

1329 год(раньше считали 1348 год) – отделилась псковская республика. (Псков=Плесков). Символ Пскова – Троицкий собор.

Для Пскова 14 век был «железным» - в тяжёлой борьбе с немцами ливонского ордена(из эстонских и латышских земель). Силы сторон были примерно равны и Пскову было тяжело. «В городе Плескау Живут люди очень крутого нрава» - немецкий источник. Псковичи потомки словен ильменских.