Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Начало нового времени. Философия индустриальной эпохи. Проблема российской модернизации.

            XVI век - начало переломного времени для европейской цивилизации.  Не случайно в западной историографии этот период относят уже не к  средневековью, а к новому времени.  Традиционно  началом  Нового  времени считается 1492 г. - дата открытия Америки Колумбом. Если до XVI в. по большинству параметров экономического и культурного развития Европа отставала от ряда стран Востока, то  уже  к  концу столетия она совершила исторический  рывок,  не  только  обогнав  эти страны, но и наметив магистральное направление развития  человеческого общества.

   Этот рывок был связан прежде всего с генезисом капиталистических отношений, открытием Америки, а также духовным  переворотом, произведенным Возрождением и Реформацией. Важное значение  имел и технический прогресс: распространение доменных печей,  огнестрельного оружия, книгопечатания (изобретенного И.Гуттенбергом в  Германии около 1445 г.), бумагоделаньем и т. д.

   Открытие Нового Света оказалось прологом эпохи, когда Европа подчинила себе народы и цивилизации, расположенные на огромном пространстве от Юго-Западной  Азии  до Америки. К концу XVI в. сложились первые колониальные империи  -  испанская в Латинской и Центральной Америке и португальская,  центром которой была Бразилия. С середины XVI в. в борьбу за  внеевропейский мир включились Англия, Франция, Голландия. Цена европейского  процветания складывалась отныне и из гибели древневековых цивилизаций Южной Америки (инков, ацтеков), и из торговли черными африканскими  рабами, и из вывоза драгоценных металлов,  сырья,  и  из  неэквивалентной торговли, являющейся, в сущности, открытым грабежом.

    Великие  географические открытия привели к изменению  общих  условий экономического развития европейских стран. Торговые пути переместились из Средиземного моря в Атлантику (одна из причин упадка Испании и Италии вначале XVII в.). Сложился европейский рынок, страны Европы теперь  были охвачены прочными экономическими и  торговыми  связями.  Очерчивались контуры мирового рынка. Центром его стал Антверпен,  где  действовала товарная и фондовая биржи, собиравшая купцов и  финансистов  со  всех уголков континента. К началу  XVII  в.  роль  Антверпена  перешла  к Амстердаму. ХVI век был и веком первых мануфактур. В Западной  Европе возникает промышленность (мануфактуры) с  использованием  вольнонаемных работников и разделением труда, развиваются товарно-денежные  отношения, в том числе и в сельском хозяйстве. Относительно быстро генезис капиталистических отношений шел в Голландии (где уже в  1572 г. победила буржуазная революция), а также в Англии и во Франции. В то же время в Италии,  Испании, Германии, странах Центральной и Восточной Европы  этот  процесс продвигался медленнее, с явными феодальными регрессами. Категория капитализма, как понятие феодализма, интерпретируется различными учеными школами по-разному. Слово  "капитализм",  появившееся в  XII-XIII вв., означало "ценность", "запас товаров", "масса денег". В  XVII  в. начали употреблять слово "капиталист" - обладатель денежного капитала.

             Центральным  явлением европейской истории XVI века была Реформация - широкое религиозное и социально-политическое движение за коренное изменение церкви.  Расколов католическую церковь и порвав с ней, это движение положило начало новым религиозным течениям.  В октябре 1517 г. профессор Виттенбергского университета Мартин  Лютер (1483-1546 гг.) в 95 тезисах против индульгенции  подверг  резкой критике церковную торговлю "отпущением грехов" и ее догматические основы. Выступление Лютера получило широкий общественный  отклик  и стало началом Реформации.

             Крупнейшими деятелями Реформации, основателями учений и церкви, существующих поныне, были Мартин Лютер,  Ульрих Цвингли и Жан  Кальвин.  Наибольшим  влиянием  обладало  лютеранство  и кальвинизм. Мартин Лютер сформулировал ряд положений, общих для  всех протестантских церквей (название "протестантизм" происходит от протеста, которые немецкие князья  предъявили  рейхстагу против решения возобновить эдикт о преследовании Лютера).  Он  утверждал, что душа человека спасается не добрыми делами, не посещением служб, не заступничеством церкви, не таинствами, но верой. Между  богом и человеком нет посредников. Догмат о спасении одной  лишь  верой дополнялся положением о том, что единственным источником  религиозной истины является священное Писание. Истинность Священного Предания (т.е. многовековых установлений пап и соборов, на  которых  основывались привилегии церкви) Лютером отвергалась. Уже эти два догмата разрушали все здание средневекового католицизма. Ненужными и даже  вредными становились пышные культы, таинства (Лютер признавал лишь  два  из семи - крещение и причастие), духовный авторитет папы, особое  сословие духовенства. Систематизацию опыта Реформации на основе собственного учения провел француз Жан Кальвин (1509-1564 гг.), обосновавшийся в Женеве. Обоснованное им учение об абсолютном предопределении означало, что вопрос о спасении души человеческой предрешен извечно , еще до акта творения богом рода человеческого. Одним - вечное  проклятие, другим, избранным - вечное блаженство. Изменить  приговор  человек не в силах, но, если он добивается успеха в своих начинаниях, это Божий знак того что он верно исполняет свое "призвание".  Кальвин, таким образом, обосновал  религиозно-нравственный  стимул  активности человека, что способствовало развитию личности нового типа, готовой к энергичной жизненной борьбе, в том числе к предпринимательству. Труд, бережливость, расчет Кальвин считал добродетелями. Для судеб  реформации большое значение имело введенное Кальвином новое церковное  устройство, принципиально от католической иерархии. Община  избирала  и контролировала своих руководителей, обязанности которых -  пастырские и хозяйственные - были четко обозначен Кальвином. Таким образом Реформация была религией, соответствующей особому характеру мироощущения горожан XVI в. с присущим ему жаждой свободы хозяйственной деятельности и жизни  вообще и стремлением к определенности во всем, в том  числе,  в  вопросе спасения и посмертного воздания. Но вместе с  тем  прямым  следствием Реформации стал церковный раскол Европы, и трещина пролегла как между государствами, так и внутри государств. Религиозная борьба оказалась катализатором экономического и политического противоборства.  Во второй половине XVI в. Европа была  охвачена  военными  конфликтами католических (Испания, итальянские государства, Рим,  Франция,  часть княжеств Германии) и протестантских (Англия,  Нидерланды,  Шотландия, Дания, Швеция, отдельные германские княжества) стран. Гражданские войны сотрясали Францию, и одним из источников  раскола был конфликт гугенотов-протестантов и католиков. Наиболее  страшным  эпизодом  гугенотских войн стала Варфоломеевская ночь. В ночь перед праздником  Святого Варфоломея, 24 августа 1572 г., в Париже произошло избиение  гугенотов. Число жертв превышало тысячу человек (в основном весь цвет гугенотского дворянства, съехавшегося на свадьбу своего  предводителя Генриха Бурбона, короля Наварры). Убийства перекинулись в другие города. Считается, что погибло не менее 30 тысяч человек. В 1589 г. Генрих Бурбон стал королем Франции Генрихом IV.  Чтобы  примирить  враждующие стороны ему пришлось перейти в католичество. "Париж стоит мессы"  - по преданию сказал король, въезжая в столицу. Выдающимся делом  Генриха  IV  был  Нантский эдикт - закон о веротерпимости, принятый в 1598 г. Господствующей религией остался католицизм, но гугеноты получили свободу вероисповедания и одинаковые с католиками права. Это был первый в Европе  подробно разработанный закон о свободе веры Исход борьбы в XVI в. определен не был. Лишь  к  середине  XVII  в., после кошмаров тридцатилетней войны, религиозное противостояние  постепенно ослабевает. В трудной борьбе, в ходе войн  и  разрушительных массовых движений удалось ограничить роль церкви и духовенства.  Но главное, Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой западной  цивилизации:  протестантизм.  От католичества отошла значительная часть населения  Европы.  Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом  человека.  Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Важно то, что протестантизм дал духовную санкцию на прибыль как цель  экономической  деятельности человека. Реформация открыла дорогу к парламентаризму  и промышленной революции. В политической сфере в XVI в. в ряде европейских стран формируются национальные государства в виде абсолютных монархий. Важной предпосылкой их создания послужило политическое усиление - в результате развития  товарно-денежных  отношений - городов, третьего сословия. Укрепление этой второй - после феодалов - политической силы дало западноевропейским монархам относительную  самостоятельность. Они получили возможность объединить страну,  балансируя  между  этими силами, противопоставляя их друг другу. Вместе с тем Германия и Италия оставались политически раздробленными. Обычно указывают  на  следующие черты, присущие абсолютной монархии: власть короля по  отношению к обществу, и прежде всего по отношению  к  старой  аристократии, становится неограниченной (абсолютной); складывается эффективная система управления, ориентирующаяся  на  сформировавшуюся  бюрократию (бюрократическая система управления исключает принцип личной  преданности, родовитость и знатность при продвижении по службе,  управление приобретает как бы безличный характер); возникает регулярное  войско; внедряется система постоянного налогообложения; государство либо подчиняет церковь своему контролю, либо встает во главе нее. В целом для "европейского" типа  феодального общества были характерны: господство частновотчинной (сеньориальной) формы земельной  собственности; относительно мягкие формы зависимости от земельных собственников, а также относительная экономическая и политическая  независимость городов. Эти черты "европейского"  типа  феодализма  во  многом благоприятствовали возникновению индустриального (капиталистического) общества. В XVII в. в Европе начался новый, промышленный  (мануфактурный) этап становления капитализма. Экономический, а за ним и политический центр континента переместился с "торгового" Юга, из  бассейна Средиземноморья на "промышленный" Север, на берега Северного  и Балтийского морей. Сменилась и страна - экономический лидер. С  конца XVII в. эту роль, оттеснив Голландию почти на два столетия, взяла  на себя Англия. В политической сфере это  время  расцвета  классического абсолютизма и формирования конституционной монархии.  В  результате растущей взаимосвязи государств континента  история  начинает  принимать общеевропейский характер. Европейские страны начинают  свою  экспансию за пределами континента: вслед за Испанией и Португалией  они начинают захватывать колонии в Азии, Африке  и  Америке.  Английская революция середины XVII в. среди всех вышеперечисленных явлений  столетия занимает особое место. Парламент,  непрерывно  существовавший  с 1265 г., сумел к концу XVI в. закрепить за собой законодательные  функции. Попытка ограничить полномочия палаты  общин, предпринятая Стюартами - Яковом  I  (1603-1625)  и  Карлом  I (1625-1649), вызвали особое недовольство и воспринимались как нарушение "древних прав и свобод". В парламенте, где заседали  представители "нового" дворянства и буржуазии, росла оппозиция. Идеологической формой протеста против феодального строя стал пуританизм,  английская разновидность кальвинизма. Король являлся главой англиканской церкви. Недовольство церковью было одновременным выражением недовольства  королевской властью. Рост налогов болезненно  воспринимался  купечеством. "Новое" дворянство видело в ущемлении прав  парламента  попытку уменьшить его собственное политическое влияние в стране.  Все  вместе привело к взрыву. Две гражданские войны, казнь короля Карла I (1649), провозглашение республики, установление протектората - режима  личной власти одного из лидеров революции Оливера Кромвеля (1599-1658) - таково краткое содержание драмы, тридцать лет разыгрывавшейся на  английских помостах (1640-1653). После смерти Кромвеля крупные буржуа и землевладельцы осуществили  в  Англии  реставрацию  Стюартов  (1660). Основные завоевания революции были закреплены позже, в 1688-1689 гг.  Важнейшими результатами революции 1640-1653 гг. явились  экономический подъем Англии, рост ее могущества на морях и в колониях,  основание Английского банка, превратившее Лондон в финансовых центр мира, а также победа, одержанная над основным конкурентом, Голландией.

     Английская революция имела общеевропейское значение как первая революция Нового времени. Утвержденные революцией политические принципы и новый экономический порядок легли в основу новой индустриальной цивилизации.