Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Идеология европейского просвещения.

            Важной вехой на пути к современной цивилизации стал XVIII век. Это столетие было временем,  завершившим  подготовительный  этап  модернизации. Поясним, что в широком  смысле  под  модернизацией  понимают процессы обновления традиционного общества, вступающего  на путь движения к обществу современного типа. Переход от  средневековья (напомним, что европейская  средневековая цивилизация по  основным характеристикам относилась к числу традиционных обществ)  к новому времени начался в наиболее развитых странах Европы  уже  в XVI-XVIIвв.

     Революция XVIIв. в Англии была самой крупной победой на пути  модернизации общества. Великая французская революция конца XVIIIв.  стала тем рубежом, оттолкнувшись от которого, двинулось  с  разной степенью успешности большинство европейских  стран  по  пути  модернизации.

     В узком смысле под модернизацией понимают  процессы  промышленной революции и индустриализации, приведшие к формированию так называемого индустриального общества, основанного  на  машинном  производстве, фабричной организации труда, едином внутреннем рынке.

     Первой  страной, вставшей  на  путь  индустриализации,  была  Англия, где в 60-е годы XVIII в. начался промышленный  переворот:  переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному.  Первоначально фабричное производство стало развиваться в  легкой,  а точнее - хлопчатобумажной промышленности. Его появлению  на  свет способствовали технические открытия. В 1764 г.  ткач  Д.  Хагривс изобрел механическую прялку "Дженни", а конструктор Д. Уатт - паровой двигатель (1784), который удалось затем приспособить к прядильной машине. Однако промышленный переворот,  которому  суждено будет уже в следующем столетии изменить мир, на XVII век  большого влияния не оказал.

     К 1789 г. Европа была разделена на множество отдельных, часто изолированных регионов.  Общественно-политическая  и  торговая  активность была сосредоточена  в  городах.  И  все  же  общество XVIIIв. нельзя назвать урбанистическим. Только  в  Голландии  50% населения жило в городах, в Англии - 30%, во Франции - 15-17%,  а в России - 4%.

     Сельское хозяйство оставалось основой экономики. Новые методы проникали в него крайне медленно, и  прогресс,  наблюдаемый  в Англии, Голландии, Фландрии,  казался  скорее  исключением,  чем правилом. Даже в Англии за столетие (1650-1750гг.) производительность в  сельском хозяйстве возросла лишь на 13%.

     Более успешно развивалась торговля: ее объем во второй половине XVIIIв. увеличился более чем в 2 раза. Несравненно большее значение, чем внутренняя торговля, имело  развитие  европейского и мирового рынка. Начался новый этап в истории  европейской колонизации: Испания, Португалия, Голландия отошли  в  тень, далеко вперед в  деле  освоения  внеевропейского  мира  вырвались  Англия и Франция. Их соперничество в Центральной и Северной  Америке, Западной Африке и Азии не помешало обеим странам существенно (в пять-шесть раз за XVIII столетие) увеличить  объемы  заморской торговли. Сложились колониальные империи. Основой их  экономики стал труд черных рабов, привозимых из Африки. Работорговля являлась одним из  наиболее  прибыльных  занятий  деловых  людей Европы.

     Европейское общество XVIIIв.  было  иерархическим  и  жестко стратифицированным, и в каждой стране аристократы доминировали  во всех сферах жизни. Местные  и  провинциальные  органы  управления почти  целиком  состояли  из  дворян,  им  же  принадлежали все сколько-нибудь значительные государственные и церковные должности. Генералитет европейских армий был исключительно дворянским.

     Тем не менее, дворянство XVIIIв. нельзя считать  монолитным. Существовали различия между "самым благородными" и не очень  родовитым, между "старым" и "новым" дворянством. С давних времен  короли создавали новую аристократию в противовес  старой,  усиливая  тем самым раскол в среде дворянства и возвышая средний  класс.  В большинстве районов Европы аристократия пополнялась за счет  буржуазии, в основном финансовой. Однако чем дальше на  Восток,  тем больше был затруднен доступ в ряды благородных.  В  странах  Центральной и Восточной Европы (включая Россию) аристократия оставалась единой, и в этом - одна из причин  консервативности  их  социального строя.

     Как и дворянство, буржуазия не была единой, и если  верхушка  ее порой смыкалась по своему положению с дворянством, то  средняя  и мелкая буржуазия имели собственные ценности и  образ  жизни.  В целом роль буржуазии в XVIII в. была незначительной на Востоке, в то время как на Западе Европы средний класс уже добился  немалого  влияния.

     Самый многочисленный общественный  слой  XVIII  в.  -  крестьянство составлял 85-90% населения Европы. Статус  крестьян  заметно варьировался. Свободными держателями земли они были лишь в  Норвегии, Голландии. В Англии в результате продолжившегося  обезземеливания крестьянство почти исчезло. Большинство же крестьян в  Западной Европе получали землю на правах феодальной ренты, платили многочисленные подати (в том числе и  церковные)  и  выполняли  массу повинностей. К Востоку от Эльбы сохранялось крепостное право, и положение крестьян здесь было особенно тяжелым.

      Накануне Французской революции абсолютизм господствовал  на  континенте. Исключение составляли Англия, Голландия  и  несколько  других малых государств. Король обладал всей полнотой  власти,  и  сам назначал  министров,  проводивших  его  политику.  Разделения  властей не существовало.

      Важно подчеркнуть, что история XVIII в. неразрывно  связана с таким явлением  как  Просвещение.  "Философствующий  век",  век "Просвещения" - под такими названиями XVIII век вошел в  историю.  Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы  и  Америки, связанное с переменами в  условиях  жизни  под  влиянием  разложения феодальных и утверждения  капиталистических  производственных отношений. Оно получило распространение в основном в период между "славной революцией" 1688 г. и революцией  1789-1799 гг. во Франции; оставило неизгладимый след в истории  общественно-политической мысли и общественного движения.

      XVIII век - это век Вольтера, Дидро, Канта, Юма, Лессинга, Руссо, Гольбаха, Франклина, Ломоносова, Монтескье, Джефферсона.  Рационализм  (от лат. разум), уже в XVII в. утвердившийся в качестве принципа познания, обрел в лице посветителей горячих сторонников.

      Рационализм Просвещения был направлен прежде всего на  "обмирщение" духовной жизни общества.  В  религиозных  верованиях  и чувствах просветители видели главным образом проявление суеверий,  страха, невежества. Это не значит, что Просвещение являлось  формой атеизма. Большинство просветителей (а среди них были и атеисты) стояли на позициях деизма - учения,  признающего  существования Бога, как творца всего существующего, но отрицающего дальнейшее вмешательство в жизнь природы и общества.  Они  выступали  за  удешевление церкви, подчинение ее интересам общества.

      Просветители боролись за установление "царства разума". Они  считали, что все люди от природы равны, и поэтому перестройка общества  должна  была  привести  к  осуществлению    "естественных  прав", т.е. прав, данных человеку от природы. Эти  принципы  были  направлены против основных ограничений феодального общества,  отстаивали интересы крепнувшей буржуазии.

      Отвергая средневековые представления о божественном  происхождении королевской власти, просветители выдвигали  теорию  "общественного договора". Согласно этой теории, государство  возникло на основе добровольного соглашения между людьми,  заключенного  в глубокой древности. Такое соглашение в любой момент можно  было  расторгнуть. Эта теория служила оправданием насильственного  крушения старых порядков. Решительно  отвергая  феодальные  порядки, просветители расходились во взглядах на  идеальные  государственные устройство. Вольтер (1694-1778) считал,  что  реформы  должна  осуществлять монархия, остающаяся  абсолютной,  но  просвещенная, вооруженная знанием законов общественного развития. Шарль  Монтексье  (1689-1755) считал, что форма власти  определяется  особенностями народов, ей подчиняющихся, и полагал,  что  необходимо  разделение  властей. Законодательная власть, опирающаяся на народное представительство, уравновешивает исполнительную власть  короля,  и при этом обе они признают независимость третьей судебной власти.

      Дальше всех в критике существующего государственного  строя шел Жан-Жак Руссо (1712-1778гг.). Согласно его взглядам  верховенство  суверенного народа является основой действующих законов и обычаев. Предполагалось равенство граждан, учавствующих в составлении  законов и управлении обществом. Государство, по мнению Руссо, стоит выше отдельной личности и обладает правом принуждения по  отношению к ней. Позднее якобинский террор найдет оправдание в этой формуле.

      Таким образом, Просвещение утверждало  новые  политические  ценности (естественные  права  человека,  общественный  договор, разделение  властей  и  т.д.) и  нравственные  ориентиры. Но в  дальнейшем Французская революция и вызванные ею  социально-политические катаклизмы рубежа XVII-XIX вв. на европейском  континенте похоронили веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прогресса. По отношению к этим  событиям  просветительское движение быстро политизировалось и  раскололось  на отдельные противоборствующие группировки и течения.

      Популярность просветителей пытались использовать в своих  интересах некоторые монархи, проведя во  второй  половине  XVIIIв политику "просвещенного абсолютизма". Мария Терезия и Иосиф II  в  Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России пытались доказать, что их дела направлены на осуществление планов  просветителей, на создание "союзов философов и государей". Они  подчеркивали свою близость с передовыми мыслителями. Так прусский  король  Фридрих II много лет поддерживал связи с Вольтером, Екатерина  II  состояла в переписке с Вольтером и Дидро.

      Поощрение наук и образования, смягчение цензурного  контроля  и веротерпимость были лишь частью политики, главной  целью  которой являлось именно укрепление абсолютизма, дальнейшая  централизация государства и власти. Там, где подобные задачи вполне  совпадали с общими тенденциями развития,  "просвещенный  абсолютизм"  имел успех (как в Пруссии при Фридрихе II). Там же,  где  абсолютизм находился в состоянии глубокого упадка, спасти  его  уже  не могло ничто. Так все либеральные начинания Людовика XVI во  Франции окончились провалом. Многие историки считают, что реформы, проводимые австрийским императором Иосифом II, предотвратили  революцию, которая могла иметь более страшные последствия, чем французская.

       Вместе с тем, традиционное общество имело  слишком  мощный инерционный запас, чтобы двинуться по пути модернизации без  жестокой внутренней ломки и потрясений. Взрыв должен был  произойти.

            Тревожным звонком абсолютизму прозвучала война за независимость в Северной Америке (1775-1783 гг.) и образование Соединенных  Штатов Америки. Уже к концу XVIII в. в Северной Америке существовало  13 колоний, принадлежавших Англии. Они управлялись Английской  короной, которая назначала губернаторов, издавала  законы,  требовала уплаты налогов. Американская нация складывалась в процессе борьбы за освоение земель, принадлежащих коренному индейскому  населению Северной Америки (жестокость, проявленная при  этом,  общеизвестна), и против угрозы, возникающей со стороны Франции в ходе колониального англо-французского соперничества. Наконец  и,  это  к середине XVIII в стало главным фактором, она  формировалась  в процессе борьбы против притязаний английской короны на  самовластье в колониях и хищнических вожделений английской торговой  буржуазии.

       Войну за независимость США называют  американской  революцией. И она действительно была революцией, освободившей американцев из-под власти короля и английской аристократии,  установившей республиканский строй, открывшей простор для буржуазного прогресса и частной инициативы. В результате Войны за независимость от  Великобритании "откололась" весьма значительная часть  с  населением 2,5 млн. человек (тогда население Великобритании  составляло 10 млн. человек).

        4 июля 1776 г. II Континентальный конгресс, собравшийся в Филадельфии (военные действия шли с  1775г.),  принял  Декларацию независимости и  провозгласил  колонии,  образовавшие  Соединеные Штаты Америки "свободными государствами". Декларация  стала  первым документом, в котором обосновывались "естественные права" и принципы демократического правления. Именно 4 июля ежегодно празднуется в США как День Независимости, хотя война продолжалась до 1783г. Огромную роль в успехе армий колонистов сыграли  полководческие таланты Джоржа Вашингтона,  поддержка Франции и России. Екатерина II провозгласила политику "вооруженного  нейтралитета", дружественного Соединенным Штатам. Версальский мир  1783г.  признал независимость американских колоний. В 1787г. была принята федеральная конституция, в которой впервые было сформулировано  понятие "народ Соединенных Штатов". Конституция признавала  независимость 13 штатов, сохранявших свои органы управления, законы, но одновременно сильную федеративную власть. Законодательные  полномочия закреплялись за конгрессом, состоящим из двух палат - палаты представителей и сената. Исполнительная власть  осуществлялась президентом , обладавшим черезвычайно широкими прерогативами. Учреждался Верховный суд из несменяемых  пожизненно  избиравшихся судей.

        Рождение США явилось событием, имевшим огромное  значение для Европы. В сущности, это был удар по устоям "старого  порядка". Возникло государство, признавшее принцип разделения властей,  политического равенства граждан, верховенства личной свободы, веротерпимости, ответственности власти перед обществом, Понятно,  что США конца XVIII столетия имели  то  "преимущество"  перед  "старой Европой", что они были обществом, в становлении которого  прошлое не играло существенной роли,  генезис  государственности  начался здесь в некотором роде с нуля.

        Европе суждено было идти иным путем. Великая  французская революция, начавшаяся в 1789 г., открыла целую эпоху  революционных потрясений, которые определили бурный характер  шедших  в Европе модернизационных процессов.  Революция  была  порождена  кризисом "старого порядка", охватывающего экономику, социальный строй, государственную систему, духовную жизнь.  Устои  "старого  порядка" были разрушены в ходе революции до основания. Хронологические рамки Великой Французской ревлюции в 40-е гг. XX в. были определены: 1789-1794 гг. В настоящее время  исследователи  склоняются к тому, чтобы расширить эти рамки и выделить два этапа:

       1) восходящая линия революции 1789-1794 гг.;

       2) нисходящая линия революции 1794-1799 гг.

 5 мая 1789г. после 175-летнего перерыва по указу Людовика XVI в  Версале открылись Генеральные штаты. 17  июня  они  провозгласили себя Национальным, а 9 июля - Учредительным  собранием.  14  июля  восставшее население Парижа осадило королевскую тюрьму  -  Бастилию и захватило ее. Революция  началась.  Крестьянские  восстания охватили провинцию, в ночь с 3  на  4  августа  депутаты  Учредительного собрания отменили некоторые (не все) сеньориальные повинности крестьян. Учредительным собранием была принята  Декларация прав человека и гражданина. В качестве неотъемлемых прав  человека она закрепила права на "свободу,  собственность,  безопасность и сопротивление угнетению". Сословные различия были отменены.

       Принятая 3 сентября 1791г. Конституция, закрепила  принцип разделения властей и подтвердила гарантии основных прав и свобод. Исполнительная власть передавалась королю, законодательная  Законодательному собранию, судебная - избираемым народом судьям.

       Национальное законодательное собрание, избранное на  основе Конституции, открылось 1 октября 1791 г. Следует отметить,  что былое единство сторонников революции сменилось их расколом. Одни  полагали, что события зашли слишком далеко, другие  стремились  к  углублению преобразований, обвиняя умеренных в измене идеалам  "свободы, равенства и братства ",  знаменитой  триаде  революции. Среди последних особенно выделялся Якобинский клуб, а также клуб кордильеров, с их лидерами - Дантоном, Барнавом, Робеспьером, Маратом.

       Попытка бегства Людовика XVI и его семьи,  предпринятая  в  июне 1791г., была сорвана, но она подхлестнула настроения недоверия, готовности к решительным действиям.

       В апреле 1792г. Франция объявила войну Австрии и  Пруссии. Революционная армия терпела поражение за  поражением,  знаменитая "Марсельеза"- гимн современной Франции, написанная в те дни, звала к оружию всех защитников Отечества.

       10 августа  1792г.  парижане  восстали,  захватили  дворец Тюильри. Король был низвергнут с престола и вместе с семьей  заключен в крепость. Во Франции была фактически ликвидирована монархия.

       20 сентября произошло два важнейших  события.  В  сражении при Вальми французы впервые торжествовали победу над  пруссаками. В это же день в Париже собралось новое, революционное собрание  - Конвент. Франция была провозглашена республикой. Конвент ввел новое летоисчисление, первым  днем  новой  эры  стало  22  сентября  1792 г.     21 января 1793г. Людовик XVI был казнен.  Смертный  приговор вынес Конвент, за казнь короля было подано 387 голосов,  против - 334.

       31 мая - 2 июня 1793 г. власть во Франции перешла к якобинцам и их вождям - Робеспьеру, Марату, Дантону. 13  июля  Шарлотта Корде убила Марата. Через несколько дней она была  гильотинирована как убийца. Были отменены все сеньориальные  повинности  крестьян, принята новая  конституция,  реорганизована  армия,  введен максимум цен на продукты, началось осуществление  политики  "дехристианизации" и установления культа  Разума  (замененного  позже культом Верховного Существа).

       Якобинский режим вскоре перешел к проведению революционного террора (лат. страх): 1793-1794 гг. "Деспотизм  свободы  против  тирании", - так определял его смысл  лидер  Конвента  Максимильен  Робеспьер. По "Закону о подозрительных" аресту подлежали и  враги революции, и противники режима. В октябре 1793г. была казнена королева Мария-Антуанетта. Из всей королевской семьи  в  заключении выжила только одна дочь короля, а наследник престола (дофин)  погиб в тяжелых условиях заключения. Жертвами террора пали  якобинцы Дантон, Эбер, Демулен. Общее число жертв террора, включая расстрелянных без суда и умерших в тюрьмах, составляло  35-40  тысяч человек. В тюрьмах находилось не менее 500 тысяч "подозрительных".

       В июне 1794г. войска республики нанесли  интервентам  решающее поражение при Флерюсе (Бельгия). После того как были получены гарантии неприкосновенности "новой" собственности, необходимость в якобинской диктатуре отпала. Следствием этого стал  переворот 27-28 июля 1794 г. (9 термидора - по революционному календарю), свергнувший правительство Робеспьера. Был  установлен  режим Директории, сменившийся в 1799г. военной диктатурой Наполеона Бонапарта (в 1804 г. Франция была провозглашена империей).

        "Старый порядок" был сокрушен. Революция смела  все  сословные барьеры и ввела равные  социальные  возможности  для  всех граждан. Принятый в 1804 г. Гражданский кодекс закрепил  неприкосновенность частной собственности и принцип  свободы  предпринимательства. Таким образом, XIXв. начался Великой Французской  революцией. Капитализм утверждался в качестве господствующей системы.