Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года.

Мировая война внесла существенные коррективы в общественно-политическую ситуацию в стране. Мощный патриотический подъем приглушил межпартийные споры. Большинство партий (исключая часть социал-демократов) высказалось за доверие правительству, отказ от оппозиционной деятельности.

Поражения 1915 г., выявившие бездарность правительства, а также боязнь грядущих социальных взрывов вновь бросили либералов в оппозицию  царскому режиму.

IV Государственная Дума (15 декабря 1912 г. - 25 февраля 1917г., фракции: правые (185), октябристы (98), прогрессисты, кадеты (97), трудовики (10), социал-демократы (14); председатель - М.В. Родзянко) стала с 1915 г. центром притяжения либерально-оппозиционных сил. В Петербурге возобновились нападки на царское окружение, в котором все большую силу набирал Распутин. М.В. Родзянко прямо связывал с роковым влиянием Распутина не только “начало разложения русской общественности, падения престижа царской власти”, но даже “начало русской революции”.

Следует пояснить, что Григорий Распутин, сибирский мужик, последователь секты хлыстов, втерся в доверие императрице Александре Федоровне благодаря своей способности останавливать кровотечения у больного гемофилией наследника Алексея.

Прикрываясь святым и разыгрывая “коренного мужика”, Распутин очаровал исстрадавшуюся женщину, увидевшую в нем спасителя сына и посланного Богом советника. Николай II относился к Распутину более сдержанно, но, не в силах противиться императрице, не мог удалить его и отклонял все доклады Столыпина и других министров о безобразных кутежах “старца” и его аморальном поведении. В 1915 – 1916 гг. Распутин добился громадного влияния на государственные дела. В 1915 г. либералы сочли момент подходящим для борьбы за власть. В августе 1915 года в IV Думе образовался Прогрессистский блок (кадеты, прогрессисты, октябристы и часть монархистов - почти две трети депутатов), потребовавших создания правительства народного доверия. Конфликт монархии и либерально-буржуазных кругов обострился. 3 сентября 1915 г. царь распустил Думу. Не найдя общего языка с либералами, Николай II уехал в Ставку, и в столице влияние Распутина стало подавляющим. В феврале 1916 г. Распутин сделал премьер-министром Б.В. Штюрмера - “святочного деда”, «старикашку на веревочке”, пресмыкавшегося перед старцем. Последний престиж власти исчез. В либерально-буржуазных кругах быстро созревал заговор. В 1916 году с хлебного кризиса начались развал власти и вползание империи в новую революцию. Следует подчеркнуть, что избыток зерна в европейской России, по сравнению с потребностями составлял девятьсот миллионов пудов. Проблема заключалась не в наличии хлеба вообще, а в его доставке в Петроград (так с началом войны стал называться Петербург) и крупные промышленные центры. Война привела к расстройству железных дорог. Транспорт не справлялся с возложенными на него задачами. В 1916 г. перевозки хлеба составили 48,1 % потребности; такая же ситуация  была с топливом.

На транспортный паралич наложился кризис рынка, тоже вызванный войной. Прекращение импорта и мобилизация промышленности для нужд фронта резко сократили предложение промышленных товаров на внутреннем рынке. Городу нечего было предложить деревне в обмен на продовольствие. 29 ноября 1916 года была ведена продразверстка - принудительное изъятие зерна по заниженным твердым ценам, чтобы обеспечить снабжение городского населения и армии.

Товарообмен между городом и деревней сошел на нет. Сил и авторитета отобрать у крестьян хлеб у правительства не было. Продразверстка провалилась, в столице начали выстраиваться длинные очереди в булочные, озлобившие русских людей, не привычных в те времена к долгому стоянию в них; они и стали запалом революции. Поджег этот запал Прогрессивный блок, в антиправительственном ослеплении сделавший все, чтобы подорвать престиж власти и подготовить революцию морально.

1 ноября 1916 года лидер кадетов П.Н. Милюков публично обвинил правительство в глупости и измене. Эта речь стала сигналом к антиправительственному подъему. 9 ноября 1916 г. Николай II уволил Штюрмера, назначив вместо него реакционера А.Ф. Трепова. Милюков предупреждал в Думе: “Атмосфера насыщена электричеством, в воздухе чувствуется приближение грозы”.

Первым ударом грома стало убийство Григория Распутина, осуществленное Пуришкевичем, великим князем Дмитрием Павловичем и Феликсом Юсуповым. В ночь с 16 на 17 декабря 1916 г., заманив старца в Юсуповский дворец на Мойке, заговорщики убили его и бросили в прорубь. Распутин обнаружил невероятную живучесть: отравленный цианистым калием, смертельно раненный в грудь и шею, он и подо льдом продолжал бороться за жизнь, высвободив из опутывавших его веревок руку, крепко сжатую в кулак.

Николай II не почувствовал надвигающейся трагедии. Вместе с министром внутренних дел А.Д. Протопоповым он разрабатывал планы военного подавления возможных беспорядков в Петрограде. Премьер-министром на новый, 1917 год он назначил ставленника царицы, ярого реакционера Н.Д. Голицына, которого не признавали даже его коллеги по министерству.

Накануне февраля 1917 года сторонники конституционных преобразований и приверженцы радикального разрушения социального порядка действовали бок о бок. Это во многом и определило относительную легкость, с которой совершилась февральская революция.

Очередное ухудшение продовольственного снабжения Петрограда оказалось роковым. 14 февраля 1917 г. в столице начались забастовки, которые уже не прекращались. 22 февраля в хлебных очередях в Петрограде вспыхнули беспорядки, усердно раздуваемые большевистско-эсеровскими агитаторами. Женщины, стоявшие в очередях, требовали хлеба. 23 февраля (8 марта по новому стилю) стотысячная демонстрация работниц потрясла Петроград. В столице началась всеобщая стачка. На следующий день число забастовщиков увеличилось до 200 тысяч. Лозунг: “Мира и хлеба!”, доминировавший в начале, уступил место красным знаменам и призывам “Долой самодержавие!”.

Правительство  пребывало в растерянности. Меры, принятые министром внутренних дел Протопоповым и командующим Петроградским гарнизоном С.С. Хабаловым, оказались беспорядочными и неэффективными.

25 февраля вся промышленность Петрограда остановилась. Рабочие толпами вышли на улицы и устремились к центру города. Забастовка переросла в уличные побоища между рабочими и жандармами. Председатель Думы М.В. Родзянко умолял царя назначить правительство народного доверия, но Николай II в Ставке, дезориентированный Протопоповым, не понимая сущности происходящего, приказал генералу Хабалову “завтра же прекратить в столице беспорядки ...”.

27 февраля Волынский полк отказался стрелять в народ и примкнул к рабочим. Восставшие захватили Главный арсенал и забрали 40 тысяч винтовок и 30 тысяч револьверов. К вечеру уже 67 тысяч солдат перешли на сторону народа. Стихийный революционный взрыв застал врасплох социалистические партии, ослабленные репрессиями, лишенные многих лидеров. Но большевики, меньшевики, эсеры быстро включились в революционное движение. Накопленный в 1905 г. опыт позволил 27 февраля организовать (по инициативе меньшевиков) Петроградский Совет. Уже в марте действовало около 600 Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 28 февраля Петроград вышел из-под власти императора. Попытка организовать карательную экспедицию генерала Н.И. Иванова провалилась - уже не было надежных войск и времени.

27 февраля депутаты IV-й Думы создали Временный комитет для восстановления порядка. Председатель комитета М.В. Родзянко в ночь с 1 на 2 марта сообщил в Ставку, что спасти монархию может только отречение Николая. В Псков, где находился поезд императора, незадолго до того двинувшийся к столице, выехали авторитетные думские депутаты А.И. Гучков и В.В. Шульгин, которым предстояло убедить царя отречься от престола. За такое решение высказались и запрошенные генералом Алексеевым командующие фронтами и флотами. 2 марта после разговора с Шульгиным и Гучковым Николай II  подписал отречение от престола, причем не только от своего имени, но и от имени наследника, цесаревича Алексея. Самодержавный монархический строй в России рухнул окончательно.

2 марта  было сформировано первое Временное правительство. В него вошли: Г.Е. Львов, П.Н. Милюков, А.И. Гучков, А.И. Коновалов, А.Ф. Керенский и другие известные деятели буржуазной оппозиции. На первых порах своего существования Временное правительство пользовалось необычайной популярностью и широкой поддержкой населения. Была осуществлена широкая демократизация общества: провозглашены политические права и свободы, отменены национальные и религиозные ограничения, смертная казнь, объявлена амнистия, упразднены репрессивные органы царского режима. Под давлением масс был санкционирован арест Николая II и ряда царских сановников.

Важно подчеркнуть, что хотя формально власть перешла в руки Временного правительства, однако на деле в стране сложилась внутренне противоречивая система управления - двоевластие, при которой временному правительству приходилось согласовывать свои действия с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов. Эти органы, выражавшие интересы столь различных слоев населения, конечно, не могли мирно ужиться друг с другом: столкновение между ними было неизбежно. Началась новая драматическая глава в истории России.

Февральская революция 1917 года логически как бы завершала цикл исторического развития России, начавшегося на рубеже XIX – XX вв. Решались задачи, традиционно относимые к прерогативе западноевропейских (буржуазных) революций: введение конституционного строя, обеспечение политических свобод, открытие беспрепятственного пути развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности.

Конец XIX-начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. ”В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, - писал Н.А. Бердяев, - только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души”. Творчество русских ученых, деятелей литературы и искусства внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации.

“Культурный ренессанс“ затронул, правда, в первую очередь, верхние, образованные слои населения. Проблема приобщения социальных низов к элементарной грамотности была еще весьма далеко от разрешения. Правда, и здесь наметились сдвиги. Процент грамотности населения, поднялся с 31 для мужчин и 13 для женщин в 1889 г. до соответственно 54 и 26 в 1913 г. Число начальных школ, находившихся в ведении Министерства народного просвещения, увеличилось с 37 тыс. в 1900 г. до 81 тыс. в 1914 г., а число учащихся в них с 2,6 млн. до 6 млн. человек. Накануне  мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

Конец XIX - начало XX в. ознаменовалось интенсивным развитием отечественной науки. Крупными достижениями снискали себе заслуженную известность ученые-естественники. Н.Е. Жуковский и его ученик С.А. Чаплыгин заложили основы аэродинамики. Исследования К.Э. Циолковского предвосхитили современные достижения в освоении космоса. Мировую известность приобрели исследования в области минералогии и геохимии В.И. Вернадского. Созданное им учение о ноосфере, сфере разума, возникающей на планете в результате разумной деятельности человечества, сыграло огромную роль в формировании современных представлений о взаимоотношениях человека и природы. На рубеже двух веков успешно работал в области ботаники К.А. Тимирязев. Признание международной общественностью успехов отечественной науки проявилось в присуждении русским ученым Нобелевских премий . Их лауреатами были выдающийся физиолог И.П. Павлов (1904) и один из основоположников сравнительной патологии и микробиологии И.И. Мечников (1908 г.).

Значительным был вклад русских ученых и конструкторов в технический прогресс. А.С. Попов вошел в историю техники как изобретатель радио. В 1910 г. в воздух поднялся аэроплан отечественной конструкции, созданный Я.М. Гаккелем. Выдающийся русский авиаконструктор И.И. Сикорский построил сверхмощные (для тех лет) самолеты “Илья Муромец”, “Русский витязь”. Эмигрировавший в последствии, в 1919 г. в США И.И. Сикорский сыграл там огромную роль в развитии американского вертолетостроения.

Конец XIX - начало XX века - исключительно плодотворный период в развитии русской философской мысли. Своеобразным религиозным ренессансом стало творчество плеяды блестящих философов - Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, С.Л. Франка и других. Русская религиозная философия стала одной из вершин мировой философской мысли, уделяя основное внимание теме творческого призвания человека и смысла культуры, теме философии, истории и другим вопросам, вечно волнующим человеческий ум.

Развитие русской экономической мысли отразилось в работах марксистов (В.И. Ульянов-Ленин, А.А. Богданов) и их критиков (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский).

Крупнейшими специалистами в области отечественной истории были В.О. Ключевский, А.А. Корнилов, Н.П. Павлов-Сильванский, С.Ф. Платонов; в области всеобщей истории – П.Г. Виноградов, Р.Ю. Виппер, Е.В. Тарле. Мировую известность приобрела русская школа востоковедения.

Напряженно, в борьбе различных направлений протекала литературная жизнь России, ознаменованная творчеством многих выдающихся мастеров, развивавших традиции своих предшественников. В 90-е годы продолжал свою деятельность “великий писатель земли русской” Л.Н. Толстой. Его публицистические выступления, посвященные злободневным проблемам российской действительности, неизменно вызывали общественный резонанс. На это же время приходится апогей творчества А.П. Чехова. В первой половине 90-х г. XIX в. началась писательская деятельность А.М. Горького, поставившего свой талант на службу революции.

Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX-XX в. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм - все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие течения. Отличия определялись разницей философских, этических и эстетических позиций, которыми обусловливался выбор стилистики и языковых средств. Общим было новаторство, воспевание свободы личности, культ красоты и экзотики, звучность и сочность выражений, неожиданность рифм и образов. Эстетические принципы символистов были сформулированы Д.С. Мережковским, А.А. Блоком, К.Д. Бальмонтом и В.Я Брюсовым, ставшим их признанным главой. Среди поэтов-акмеистов наибольшую известность приобрели Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузьмин. К футуристам принадлежали Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Саша Черный. Творчество блестящего созвездия русских поэтов начала XX века позволило  назвать это время “Серебряным веком” русской поэзии.

В развитии отечественного театрального искусства огромную роль играла деятельность Московского художественного театра, основанного в 1898 году К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко - крупнейшими режиссерами и теоретиками театра. Вокруг них собралась талантливая актерская группа, к наиболее выдающимся членам которой принадлежали В.И. Качалов, И.М. Москвин, Л.М. Леонидов, О.Л. Книппер-Чехова и др. В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге, началась режиссерская деятельность В.Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства.

На рубеже XIX-XX веков в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 в Петербурге. К 1916 году в России было около 4 тысяч кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн. зрителей. Отечественные кинофирмы А.О. Дранкова и А.А. Ханжонкова возникли в 1907 – 1908 гг. Первоначально создавались документальные ленты. В 1908 г была снята первая русская игровая картина “Стенька Разин и княжна”, а в 1911 г.-первый полнометражный фильм “Оборона Севастополя”. В 1911 – 1913 гг. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм, выпустивших более 600 картин.

Отход от старых традиций в сторону эстетической утонченности, поисков новых форм был характерен и для русской музыки XIX-начала XX в.  В известной степени эти поиски обогащали музыкальную культуру - во всяком случае, когда их вели такие великолепные мастера, как А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, И.В. Стравинский. В начале XX века русская музыка становится все более заметным явлением мировой культуры. Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами: Ф.И. Шаляпиным, Л.В. Собиновым, А.В. Неждановой. Имена выдающихся балетных танцоров (А.П. Павловой, Т.П. Карсавиной, В.Ф. Нежинского) навсегда вошли в сокровищницу мировой культуры. Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела деятельность С.П. Дягилева, организовавшего в Европе “Русские сезоны” (1907-1913).

К концу XIXв. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова и пейзажи И.И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, И.Я. Билибин и др.) В конце 90-х годов XIXв. в русской художественной среде складывается модернистское течение, представленное группой “Мир искусства”.  Ее идейным вождем являлся А.Н. Бенуа, одаренный и тонкий художник и историк искусства. C “Миром искусства” было связанно творчество М.А. Врубеля, талантливейшего живописца, скульптора, графика и театрального декоратора. Зарождается в русской живописи и абстракционистское направление (В.В. Кандинский, К.С. Малевич).

Под влиянием импрессионизма в начале XX в. скульпторы А.С. Голубкина и С.Т.Коненков использовали новые пластические формы и светотеневые  контрасты. Русская архитектура в начале XX в. переживает яркий период своего расцвета, связанный с появлением стиле модерн. Его создатели стремились максимально учесть те возможности, которые представляли собой новые строительные конструкции и материалы. Для украшения фасадов и интерьеров широко использовались фрески, мозаика, витражи, керамика, скульптура. Наиболее последовательное развитие архитектурный стиль модерн получил в Москве. В стиле модерн построена в 1899 – 1903 гг. по проекту В.Ф. Валькотта гостиница “Метрополь”. По проекту Ф.О. Шехтеля выполнен роскошный особняк С.П. Рябушинского у Никитских ворот (1900) и здание Ярославского вокзала (1902).

Надо отметить, что подъем русской культуры в конце XIX-началеXXв. был бы невозможен без помощи промышленников-меценатов, таких, как С.И. Мамонтов, П.М. Третьяков, С.Т. Морозов и многих других. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.