Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Тенденция к централизации Руси

С начала XIVв. тенденция к централизации Руси стала проявляться более отчетливо. Москва, Тверь и Рязань стремились превратиться в новый центр Руси. Город Москва, по преданию, был основан Юрием Долгоруким, первое упоминание о нем встречается в летописи в 1147 г., затем в 1156 и 1176 гг., ("Московь", "Кучково", "Москва"). В первые сто лет своего существования Москва не являлась особым княжеством, принадлежала владимирским князьям. Александр Невский оставил Москву своему младшему сыну Даниилу, с тех пор она стала уделом Даниилова потомства и началось быстрое усиление и возвышение Москвы.

Причины возвышения Москвы:

  • выгодное государственное положение. Москва была расположена на перекрестке трех важных дорог, проходивших с запада на восток, от верхнего Поднепровья к Владимиру на Клязьме и далее в землю волжских бояр; с юго-запада на северо-восток, с киевского и черниговского юга на Переяславль Залесский и Ростов; с северо-запада на юго-восток из земли Новгородской в Рязанскую. Москва была важным центром торговли хлебом. Это давало князьям экономические выгоды и значительные денежные средства, которые впоследствии использовались для приобретения у ханов Золотой орды "ярлыка" на великое княжение Владимирское и расширение своих владений путем "прикупов" и "примыслов";
  • в Московское княжество прежде всего попадало и осаживалось население, уходившие с юго-запада в поисках более спокойного и обеспеченного существования. Московские князья податными и другими льготами старались удерживать старое и привлекать новое население. После того как московские князья стали великими владимирскими, служба им обещала большие выгоды и почет, и потянулись в Москву бояре и слуги вольные, образовав в XIV в. плотный слой московского боярства - надежной опоры Великого князя Владимирского и Московского.
  • возвышению Москвы содействовало духовенство. Митрополит Петр подолгу жил в Москве, был в тесной дружбе с И. Калитой, умер в 1326 г. и похоронен в Успенском соборе, он считается небесным покровителем Москвы. Его преемник митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, которая таким образом стала церковной столицей всея Руси.
  • великая победа, одержанная под Московским знаменем в 1380 г. над татарами на Куликовом поле, сделала московского князя Дмитрия Ивановича национальным вождем северной Руси в борьбе с внешними врагами.

Выгоды московского княжества князья умело использовали для объединения русских земель. Первые два князя - Даниил и его сын Юрий - присоединили города Коломну и Можайск, кроме того, князь Даниил получил город Переяславль-Залесский по завещанию бездетного переяславского князя. Земли и богатства Юрия Даниловича настолько выросли, что он решился искать в орде ярлыка на Великое княжество Владимирское и вступил в борьбу с тверским князем Михаилом Ярославовичем. Борьба велась в Золотой орде путем интриг и насилия. Оба князя в орде были убиты. Великокняжеский престол достался тверскому князю Александру Михайловичу, в Москве правил брат Юрия Даниловича Иван по прозвищу Калита. Он в 1328 г. добился великого княжества, которое уже с тех пор не выходило из рук московских князей.

Калита выхлопотал разрешение в Золотой орде самому собирать "выход" и отправлять в орду. Он очистил свою землю от внутренних разбойников, привлек в Москву русского митрополита, покупал в соседних уделах села и деревни и приобрел три удельных города - Галич, Углич, Белоозеро. В 1341 году Иван Калита умер. Княжеский престол достался его сыну Семену Гордому (1341-1353 гг.), затем его брату Ивану (1353-1359 гг.). В 1359 г. московским князем стал Дмитрий Иванович. Только через 3 года Золотая орда дала ему ярлык на великое княжество.

митрий Иванович начал проводить энергичную и смелую политику. Он расширяет пределы Московского княжества: включает в его состав Углич, Галич, Белоозеро и прикупил города Калугу, Медынь, Стародуб, Дмитров. Успешно боролся со своими соперниками, великими князьями тверскими и рязанскими, и повел борьбу с Золотой ордой. В 1378 г. русские войска разбили на реке Воже большой татарский отряд. После этой битвы обе стороны стали готовиться к решительной борьбе, которая состоялась 8 сентября 1380 г. на Куликовском поле. Дмитрий Иванович одержал чистую военную победу и получил прозвище Дмитрий Донской. Куликовская битва подняла авторитет московского князя, подорвала авторитет Золотой орды, поставила вопрос о ликвидации монголо-татарского ига. Дмитрий Иванович благословил своего старшего сына Василия великим княжением Владимирским и оставил ему часть в Московском уезде. При Василии Дмитриевиче (Василий I) (1371-1425 гг.) Русь пережила два татарских нашествия, продолжалась вражда с Литвой.

Великий князь Василий Васильевич (Темный) (1425-1462гг.) остался без отца в 10 лет. Его княжение было беспокойным и несчастливым. Междоусобная борьба с галицким князем Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякиным тянулась 20 лет и окончилась победой Василия Темного. Воровские набеги на Русь осуществляла Золотая орда. При многострадальном Василии Васильевиче произошло важное событие в жизни русской церкви. В 1439 г. состоялся собор православного и католического духовенства во Флоренции и была заключена уния церквей Востока и Запада. За помощь папы Римского и западных государств грекам в борьбе с турками православная церковь признавала равенство папы римского, все католические догмы, сохраняя свои церковные обряды. Русский митрополит Исидора, назначенный константинопольским патриархом, был сторонником унии, присутствовал на Флорентийском соборе, вернулся в Москву в сане кардинала. Но москвичи его не приняли, взяли под стражу, откуда он ухитрился бежать в Литву, затем в Италию. Митрополитом стал Иона, рязанский епископ. Москва отделилась от Константинопольского патриархата. Русская церковь стала независимой.

Преемником Василия Темного был его старший сын Иван Васильевич (1462-1505 гг.) – Иван III. Слепой отец сделал его своим соправителем и еще при жизни дал ему титул великого князя. Выросший в тяжелое время междоусобий и смут, Иван рано приобрел житейский опыт и привычку к делам. Одаренный большим умом и сильной волей, он почти закончил собирание русских земель под власть Москвы, образовав из своих владений единое Великорусское государство. В 1463 г. было присоединено княжество Ярославское, в 1472 г. ростовские князья продали Москве вторую половину Ростовского княжества (первую купил Василий Темный), в 1478 г. покорен Новгород, в 1485 г. - Тверь, в 1489 г. - Вятская земля. Остались не присоединенными к Москве земли Пскова, Смоленска и Рязани. Их присоединил Василий III: Псков - в 1510 г., Смоленск - в 1514 г., Рязань - в 1517 г.

В 1490-х годах недовольные литовским правительством князья соседних с московскими владениями западнорусских областей Вяземской, Бельской, Новосильской, Одоевской, Воротынской, Мезецкой, а также князья Черниговской и Новгород-Северской земель признали над собой верховную власть Московского государя.

Войны Ивана III с Литвой 1492-1494 гг. и 1500-1505 гг. были успешными для Москвы. По договору в 1505 г. о перемирии на 6 лет великий князь Литовский Александр уступил 19 городов и 70 волостей. Объединение русских земель, начатое предшественниками, завершил Иван III, поэтому его можно назвать создателем Московского государства.

В отношении татар Иван Васильевич начал держать себя независимо: прекратил платить "выход", не ездил в орду, не оказывал почтение хану и вступил в союз с крымским ханом против Золотой орды. Слабый золотоордынский хан Ахмат пытался действовать против Москвы в союзе с Литвой. Но Литва военной помощи ему не давала, и Ахмат ограничивался набегами на московские границы. В 1472 г. вторгся в пределы Московского княжества, в 1480 г. повторил свой набег, пришел на реку Угру и встретил сильную рать Москвы. На Угре стали друг против друга Ахмат и Иван III - оба в нерешимости начать прямой бой. Ахмат простоял на Угре с лета до ноября месяца, дождался снегов и морозов и должен был уйти домой. В следующем году он был убит. Так окончательно рухнуло татарское иго, тяготевшее над Русью более двух веков. В 1502 году крымский хан Менгли-Гирей нанес Золотой орде окончательный удар, и ее существование прекратилось. Вместо нее образовалось несколько татарских ханств: Крымское, Казанское, Астраханское и Ногайская орда. Параллельно с фактическим усилением власти московского князя происходит идейно-политическое-возвышение этой власти. После падения Византии (1453 г.) единственным независимым православным осталось Московское государство. Римский папа был заинтересован в подчинении Москвы своему влиянию с помощью брака Ивана III с племянницей последнего константинопольского императора Софией Палеолог. Брак состоялся, но надеждам папы не суждено было сбыться. Этот брак содействовал укреплению связей с Западом, особенно с Италией, изменился порядок придворной жизни, стал сложнее и церемоннее, великий князь оказался недоступным для окружающих: требовал к себе знаков почтения, проявляя больше властолюбия; в XV веке на печатях появился византийский герб - двуглавый орел; широкое распространение получила теория о Москве как третьем Риме, о шапке Мономаха; прекратилась простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднялся над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего обращения "великий князь Иван Васильевич" Иван III принимает титул "Иоанн Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Болгарский, и иных". В отношениях с малыми соседними землями появляется титул царя всея Руси, самодержец.

В XIV-XV вв. высшим социальным слоем русского общества были "бояре и слуги вольные". Однако вольными они были, пока существовала государственная раздробленность. После объединения им некуда было отъехать, и они фактически превратились в слуг "невольных", обязаны были служить московскому государю и никому иному.

Значительная часть крестьян в XV в. жила на землях, которые составляли собственность великих князей московских, и платили оброк в княжескую казну. Другая часть крестьян жила на землях частных владельцев: бояр, слуг вольных, церковных и княжеских. Иван III "Судебником" 1497 г. ограничил право перехода крестьян от одного владельца к другому, введя "Юрьев день" (26 ноября), кроме того "Судебник" установил для уходящего крестьянина обязательную уплату “пожилого”  за пользование двором.

Большую роль играла церковь и монастыри на Руси в XIV-XV вв. Церковь была не только господствующей силой в духовной жизни народа, но и крупной, влиятельной общественной и политической силой.