Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Развитие сословного строя в XVI-XVII вв.

Господство феодального способа производства определяло феодальный характер общественного строя. С образованием единого государства в XVI-XVII вв. феодальные отношения в России вступают в высшую стадию своего развития. В это время происходит процесс консолидации и юридического оформления основных сословий феодального общества.

Сословие – это большая группа людей, имеющих определенные, отличные от других сословий, права и обязанности по отношению к государству.

В XVII в. сословия делились на привилегированные (служилые) и непривилегированные (тяглые). Внутри каждого сословия выделялись отдельные социальные группы.

Наиболее привилегированную часть общества составляли служилые люди «по отечеству», владевшие вотчинами и поместьями. В XVII в. наблюдается процесс сближения их правового статуса, выразившийся в том, что после Смуты владельцы поместий сумели добиться расширения владельческих прав. Соборное уложение 1649 г. разрешило передавать поместье по наследству, оставлять в пожизненное владение вдове и с разрешения царя обменивать поместье на вотчину. Однако родовитая аристократия сохраняла более привилегированное положение за счет принципа местничества, который обеспечивал более высокое положение на государственной службе.

Низшую часть служилых сословий составляли стрельцы, служащие приказов, они не владели землей, но получали жалованье из казны и другие привилегии. К ним примыкала купеческая верхушка, обслуживавшая интересы государства.

Тяглые сословия должны были выполнять тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства. К тяглым сословиям относились большая часть городского населения (посадские люди) и крестьян. Соборное уложение 1649 г. ликвидировало существовавшие в городах белые слободы, которые принадлежали частным феодалам и освобождались от государственных повинностей. При этом горожане были прикреплены к местам своего проживания.

Для русского крестьянства XVI-XVII вв. стали временем закрепощения.

Крепостное право – это полная личная, имущественная и административная зависимость крестьянина от феодала, основанная на прикреплении крестьянина к земле. В установлении крепостного права были заинтересованы, как феодалы, боровшиеся за рабочие руки, так и государство стремившееся установить контроль над тяглым населением. Юридическое оформление крепостного права заняло почти полтора столетия.

Этапы закрепощения:

1.  1497 г. – судебник Ивана III установил Юрьев день и плату за пожилое;

2.  1550 г. – судебник Ивана IV подтвердил Юрьев день и увеличил пожилое;

3.  1581 г. – Заповедные лета (временный запрет крестьянских переходов для составления писцовых книг);

4.  1592 г. – по мнению части ученых, был издан царский указ о прикреплении крестьян к земле (указная теория закрепощения), другая, безуказная, теория утверждает, что закрепощение крестьян произошло без издания государственных актов, путем развития личной зависимости крестьян.

5.  1597 г., 1602 г., 1607 г., – Урочные лета (установление соответственно 5-, 10- и 15-летнего срока давности для розыска и возвращения беглых крестьян);

6.  1649 г. – Соборное уложение установило бессрочный розыск беглых и завершило юридическое оформление крепостного права в России.

Усиление феодальной зависимости и ухудшение экономического положения населения, вызванное частыми войнами и разорительной налоговой политикой государства, стали причинами целого ряда крупных социальных выступлений, из-за которых XVII в. получил прозвище «Бунташного».

   1648 г. – Соляной бунт в Москве;

   1662 г. – Медный бунт в Москве;

   1670-1671 гг. – крестьянская война под руководством С. Разина.

Особой формой социального протеста стал церковный раскол. Он был вызван реформами патриарха Никона (1652-1653 гг.). Реформы заключались в исправлении священных книг и обрядов по греческим образцам. Эта реформа была воспринята населением, как нарушение истинной веры и связывалась с ухудшением своего положения, поэтому отрицание церковной реформы стало идеологической основой объединившей разные слои населения, выступавшие за сохранение старых порядков. Духовным лидером Раскола стал протопоп Аввакум.

Сторонники Раскола, принадлежавшие к высшим слоям общества, составили феодальную оппозицию усиливающемуся самодержавию. У простого населения преобладало ожидание близкого конца света, вызвавшее бегство в глухие районы и массовые самосожжения. Государство и церковь вели постоянную войну с раскольниками.