Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

17 век. Абсолютизм.

Россия в правление первых Романовых. Общественная эволюция основывалась на том типе феодализма, который оформился в XY - XYI вв. (самодержавие, крепостничество, этатизм).

Усилия правительства Михаила Федоровича (1613 - 1645 гг.) были направлены на преодоление последствий лихолетья. В правления Алексея Михайловича (1645 - 16476гг.) и Федора Алексеевича (1676 - 1682 гг.) продолжился территориальный рост государства (присоединение в 1654 г. левобережной Украины с Киевом, выход к тихоокеанскому побережью; с середины столетия Россия стала крупнейшим государством мира), закладывались элементы перерастания самодержавной монархии в абсолютизм.

Экономика: - экономические последствия «смуты» были устранены к середине века;

- рост аграрного сектора за счет экстенсивного (урожайность вдвое уступала европейской) освоения новых земель;

- появление центров товарного (ориентированного на продажу излишков) земледелия - Среднее Поволжье, Черноземье; региональной торгово-промышленной специализации (металлообработка - в центре и на севере, солеварения - на севере и др.), ярмарок.

При сохранении доминирующей роли феодально-натурального хозяйства зарождаются элементы всероссийского рынка.

Социальные отношения: - завершается юридическое оформление крепостного права. Соборное Уложение 1649 г. вводит вечный государственный сыск беглых. Крепостное право в России, в отличие от Европы, складывавшегося по мере роста доходности барщинной (отрабатываемой на барской запашке) повинности, укоренялось по мере нарастания государственных нужд, что усиливало роль внеэкономического перераспределения продуктов производства; упрощается социальная структура путем принудительной консолидации сословий: минимизируются различия между боярством и дворянством за счет сближения статуса вотчин и поместий и отмены в 1682 г. местничества (распределение служебных мест по происхождению); оформляется привилегированная купеческая элита; крестьянство уравнивается в крепостном состоянии (в последней четверти века 85% - владельческие, 10% - дворцовые,5% - государственные («черносошные»), посадское население прикрепляется к городским общинам.

Социальные движения. Оформление крепостничеств вызывало всплески активности низов - стихийных бунтов (городские восстания второй половины 40-х гг. «медный бунт» - следствие роста цен; «крестьянская война» - с элементами организованности - под руководством донского атамана С.Т. Разина в 1670 - 1671 гг.). Историческая продуктивность народных движений спорна: «пугая» правящий слой, бунты сдерживали его социальный эгоизм, но побуждали усиливать властный деспотизм.

Церковный раскол. Пришедшая из Византии русская церковная традиция основывалась на «симфонии» (согласии) между светской и церковной властями (при доминирующей роли первой).

В середине века в ходе церковной реформы патриарха Никона (связанной с видоизменением обрядовой стороны православия) происходит раскол русского православия на сторонников патриарха («никониан») и «старообрядцев» (главный идеолог - выдающийся писатель и проповедник протопоп Аввакум), приведший к жестоким гонениям последних.

Последствия раскола: - отстранив Никона и возглавив реформу, светская власть усилила контроль над церковью;

- формируется противостояние официальной светско-духовной власти и приверженцами старообрядчества.

Власть. С воцарением Алексея Михайловича нарастает процесс централизации управления и дальнейшей концентрации властных прерогатив в руках монарха:

- падает значение Земских соборов;

-уменьшается роль Боярской Думы;

- завершается складывание приказной системы;

- кормления заменяются воеводским правлением;

- начинается процесс складывания русской бюрократии - корпорации профессиональных управленцев;

- закладываются основы вооруженных сил постоянной готовности, (солдатские полки «нового строя»).

Происходит формирование элементов абсолютизма в России.

Российский абсолютизм - в отличие от европейского, оформившегося в условиях перехода от феодальных к буржуазным отношениям - складывался на основе господства феодально-крепостнической системы. Российский абсолютизм - самодержавие с бюрократией, создающей механизм реализации неограниченной власти государя в центре и на местах.

Культура средневековой Руси - России.

Нашествие ордынцев оказало разрушающее воздействие на древнерусскую культуру. Подъем связан с началом объединительных процессов: - возобновляется общерусское летописание;

- событием в развитии русской духовной культуры стала «Задонщина», посвященная великой победе в Куликовской битве;

- всемирного значения расцвет переживает иконопись (Ф.Грек, А. Рублев);

- развивается каменное строительство (ансамбль Московского Кремля).

В эпоху оформления самодержавного строя (XYI в.) обогащаются сложившиеся направления:

- создаются летописные своды русской истории; зарождается публицистика;

- начало книгопечатания (в 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец издают «Апостол») не получившего развития вплоть до XYIII в.;

- в архитектуре прослеживаются национальные мотивы, ведется строительство мощных оборонительных сооружений.

XYII в. ознаменован крупными сдвигами в духовно - культурной сфере. Прежнее религиозно - идеологическое единство общества уходит в прошлое.

Зарождается авторское начало, разрушающее каноны: складываются литературные жанры; формируются русское барокко в архитектуре, светская живопись (Симон Ушаков). Новые явления проникают в быт знати (европейские заимствования). Культурная эволюция русских земель отражала процесс формирования великорусской народности, перерастающей в более прочную этническую общность - русскую нацию.

Характер государства первых Романовых. Российская самодержавная монархия была «служилым государством» с элементами сословной представительности. Губные и земские органы, Земские соборы, которые утрачивают значение с середины XYII в., - в отличие от парламентов в европейских монархиях - находились под полным контролем местной и центральной властей и являлись инструментами реализации их воли.

Все слои российского общества «уравнивались» в подданническом служении государству - государю.