Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Социальный строй, быт и нравы, культура славян

До расселения славянские племена жили, по-видимому, в формах патри-архального или родового строя. Родовые старейшины в роде имели большую власть: разбирали и разрешали споры между членами рода, существовала "кровная месть". Для решения вопросов внешней опасности родовые старейшины собирались на совет и иногда выбирали общих предводителей, власть которых прекращалась после того, как опасность миновала. Однако этот примитивный патриархально-родовой быт начал быстро разлагаться по мере того, как славяне расселились в Поднепровье и далее на север и восток.

Уровень развития производительных сил в то время требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы (в ограниченные и строго определенные сроки) мог выполнить только коллектив, и с этим была связана большая роль общины в жизни славянских племен.

Когда обработка земли стала возможной силами одной семьи, хозяйственная самостоятельность отдельных семей сделала излишним существование прочных родовых общин, на смену родовой общине пришла территориальная (соседская) община. Также родовая община разрушалась в ходе освоения новых земель и включения в состав общины рабов.

Каждая соседская община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками.

Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян, и прежде всего походы на Византию. Участники этих походов получали часть военной добычи. Особенно значительной она была у военных представителей - князей и родоплеменной знати. Постепенно вокруг князя, складывалась особая организация профессиональных воинов - дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Важнейшие вопросы жизни общины решались на народных собраниях - вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также общественное ополчение (полк, тысяча). Современники отмечали храбрость, мужество, стойкость славян в боях, нетерпимость к угнетению, гостеприимство.

Древнейшей религией восточных славян являлось язычество - обожествление сил природы, наличие в пантеоне множество богов. На ранней ступени своего развития славяне верили в добрых и злых духов. Впоследствии сложился довольно развитый пантеон славянских богов. Главными являлись божество вселенной - Род, божество солнца Даждьбог (у некоторых племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства - Велес, бог огня - Сварог, бог грозы и войны - Перун, богиня земли и плодородия - Мокошь, бог ветра - Стрибог. Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов. Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важнейших дел.

С возрастанием роли князя и военной дружины в жизни племени Перун - бог войны и грозы - становится главным богом славян. Священными считались домашний очаг или печь как символ семьи. Вообще вся природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов, которые еще не приняли "человекообразный" характер. В лесах "жили" лешие, в реках водяные, души умерших представлялись в виде опасных для неосторожного челове-ка русалок.

Другой круг веровавших относился к почтению умерших предков рода (шур), который признавался покровителем рода. С ослаблением рода, усилением роли семьи верили в дедушку домового, покровителя двора, помогающего или вредящего хозяйственному благосостоянию семьи. Широко был распространен обычай сожжения покойников с возведением над погребальным костром земляных насыпей - курганов. Иногда кости сожженного складывали в сосуд и ставили на придорожном столбе. Это был межевой знак и считалось, что он охраняет границы родового поля или дедовской усадьбы.

Сближению родов, кроме развития торговли, хозяйственной деятельности, расселения, способствовали браки. При многоженстве существовало умыкание - низшая форма брака, после умыкания отношения восстанавливались венцом (выкупом). Выкуп перерос в продажу невесты. Акт насилия заменился сделкой, сопровождавшейся хождением зятя по невесту. Существовала и другая форма - привод невесты к жениху (отсюда - брать замуж и выдавать замуж). Приданое невесты - это правовое, имущественное отношение дочери к имуществу семьи. Семейное имущество делилось только между сыновьями, но они должны были выдать сестру замуж.

О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скудными данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и жизни людей. До наших дней сохранилось очень немного образцов искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден клад из вещей VI-VIII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц, змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени.

В VII-VIII вв. у восточных славян усиливается общественное разложение. Военный союз, возникший на Карпатах, распался на племена, племена разложились на роды, роды - на дворы, семьи. Но затем под воздействием объективных условий начался обратный процесс объединения, связующим элементом уже было не родство, а экономические интересы. Торговля стянула одинокие дворы в сельские торговые погосты, потом в большие торговые города.