Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Общественно-политическая мысль в России в  X IV - XVI вв. Церковь и государство.

Обстановка острой социальной и идейной борьбы, в кот. происходило образование единого российского гос-ва, обусловила подъём общественно-политической мысли. Основным памятником общественно-политической и исторической мысли, а также литературы были летописи. Они отражали процессы социальной и политической жизни Руси. Летописи: Лаврентьевская (1377 г - суздальско-нижегородская земля.), Троицкая (1408 г. – Москва), Московский летописный свод (1480), Воскресенская (1540-е), Никоновская (1550-е). В 1568 официальное прекратилось, оно возобновилось через 60 лет при патриаршем дворе.

К первой четверти 16 в. относится формирование политической теории Российского гос-ва. Этот  процесс был подготовлен разработкой в конце 15 в. идеи оприемстве6нности власти московских великих князей от князей владимирских и киевских. «Сказание о князьях Владимирских» выводило родословную московских князей не только от византийских князей, но и от римского императора Августа.

Появилась также теория о Москве как о третьем Риме. Ее сформулировал инок псковского Елеазарова монастыря Филофей в нач. 1520-х г.: мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима в Константинополь, а оттуда в Москву, а четвертому Риму не бывать.

Центральное место в публицистке 16 в. принадлежит творчеству Ивана Пересветова. В своих челобитных царю Ивану Грозному он создал стройную концепцию дворянского гос-ва во главе с самодержавным монархом и выдвинул программу реформ. Другой яркий мыслитель середины 16 в. Ермолай Еразм в своем трактате «Благохотящим царем правительница и землемерие» затрагивает вопрос о положении крестьянства. Он высказал идею, что крестьяне составляют основу общества, именно их трудом создается богатство страны. Он выступает не против феодальной зависимости, а лишь предостерегает высшее общ-во от чрезмерной эксплуатации крестьянства. Характер царской власти и ее взаимоотношения с подданными стали предметом полемики м-у Иваном Грозным и князем А.М. Курбским, развернувшаяся в 60 - 70-е гг. 16.в . политическая концепция Курбского изложена в «Истории о великом князе Московском» и посланиях Ивану 4. В этой полемике столкнулись 2 политические концепции, сформировавшиеся в 16 в. и отразившие  2 тенденции в эволюции российской государственности. Первая из них состояла в развитии принципов сочетания власти монарха, учреждений приказного аппарата и дальнейшего развития сословно-представительных органов власти в центре и на местах. За это ратовал Курбский. Вторая точка зрения, кот. отстаивал Иван 4 , заключалась в утверждении принципа  неограниченной монархии с параллельным установлением деспотического режима.

Церковь и государство. Русская православная церковь играла значительную роль в истории Российского гос-ва. В  X IV - XVI вв. она превратилась в крупнейшего собственника. Она же во многом определяла идейную жизнь страны. В связи с Церковью, выделяют 2 процесса: стремление гос-ва подчинить церковь и внутрицерковная борьба по вопросам веры.

Церковь стала независимой от константинопольской патриархии в 1448 г. С установлением патриаршества Русская православная церковь стала полностью равной восточным православным церквам, ее положение внутри государства и за его пределами заметно упрочилось. А после падения Константинополя в 1453 г. русская церковь окончательно стала самостоятельной. Митрополит Макарий, пытавшийся положить конец боярским распрям, разработал особый обряд — венчание на царство. 16 января 1547 г. Иван IV в торжественной обстановке в Успенском соборе Кремля принял царский титул. На него была возложена шапка Мономаха и вручены знаки царской власти. В специальном «Чине венчания на царство», также составленном митрополитом Макарием, подчеркивалось божественное происхождение власти «царя всея Руси». Тем самым авторитет монарха возрастал до небывалой высоты. Принятие Иваном IV царского титула должно было не только укрепить его власть внутри страны, подчинить ему своевольных бояр, но и способствовать росту международного престижа Русского государства, закрепить за московским царем почетную роль хранителя и защитника истинного православия.

Вопрос о месте церкви в гос-ве стал одним из самых актуальных. Пробуждается критическое отношение к религии. Первые попытки выйти за рамки традиционных религиозных представлений проявились во взглядах еретиков (стригольники – вера станет крепче, если будет опираться на разум; жидовствующие отрицали власть священников и требовали равенства всех людей, т.е. монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.). Присущие ереси элементы рациональной критики богословских догм открывали пути научному познанию. Официальной церкви ценой отказа от своих теократических устремлений добиться поддержки гос. власти  и жестоко расправиться с еретиками. В ходе борьбы с ересью появились 2 направления внутри официальной церкви – иосифлянство и нестяжательство. Оба имели общие цели: усовершенствовать церковное устройство и поднять престиж церкви, но они расходились в определении путей и средств достижения этих целей. Иосиф Волоцкий, поддержав великого князя в его борьбе с сепаратизмом удельных князей, выдвинул теорию о божественном происхождении великокняжеской власти и ее ответственности перед Богом. Поэтому церковь должна иметь привилегированное положение как институт, освящающий светскую власть. Он также отстаивал право церкви владеть землей и крестьянами. Эта доктрина стала официальным направлением в русской общественной мысли, тесно связанным с гос-вом. Их оппоненты – нестяжатели – последовали учения Нила Сорского возражали против накопления богатств земельных владений церкви. Его последователь Вассиан Патрикеев конкретно поставил вопрос о лишении монастырей их владельческих прав  и привилегий, он способствовал развитию рационалистической критики церковных догм. Максим Грек – богослов с Афона, прибывший на Русь для исправления и перевода богослужебных книг – написал несколько публицистических произведений, в кот. критиковал организацию русской церкви, обличал монахов и т.д.