Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Земская и городская реформы. Судебная и военная реформы.

Требования реформ  государственного аппарата, в частности местного управления, судебной системы, полицейских органов, органы цензуры, были высказаны либеральными слоями дворянства еще во время подготовки крестьянской реформы. После введения крестьянской реформы правительство убедилось, что этих реформ не избежать, и начало их подготовку.

Земская реформа

1 января 1864 г. император Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»:

Ø В каждой губернии и уезде избирались губернские и уездные земские собрания.

Ø   Эти собрания в свою очередь избирали исполнительно-распорядительные органы - уездные и губернские земские управы. Земские собрания и управы избирались сроком на три года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний.

Ø  Председатель уездной управы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы – министром внутренних дел.

Ø  Населением избирались лишь члены уездных земских собраний

Ø  Губернские земские собрания избирались депутатами (они назывались "гласными") уездных земских собраний.

Выборы были бессословные, но от участия в них отстранялись женщины, учащиеся, народные учителя, «находящиеся в услужении у частных лиц» (слуги, рабочие и служащие частных промышленных предприятий), а также армия и полиция. Выборы  в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных  съездах. Избиратели (только мужики) делились на три курии: уездных землевладельцев (помещики, богатые землевладельцы), городских избирателей (городская  торговая и промышленная буржуазия +высокий имущественный ценз и выборы прямые) и выборных от сельских обществ (крестьяне + выборы многостепенные). В земские собрания избирали гласных депутатов от всех сословий; во главе стоял предводитель дворянства. Избирательная система составлялась с таким расчетом, чтобы обеспечить фактическое преобладание в органах земского самоуправления дворянства, хотя формально органы эти были всесословные.

В ведении земств находились вопросы местного значения:

1.Строительство  и  содержание дорог на местах.

2.Открытие школ и больниц и т. п.

3.Оказаниет продовольственной помощи населению в неурожайные годы.

4.Оказание агрономической помощи крестьянам.

5.Сбор статистических сведений.

Городская реформа

По образцу земских учреждений в 1870 г. были созданы сословные органы городского самоуправления. В соответствии с "Городовым положением" 16 июня 1870 г:

q В городах избирались городские Думы сроком на 4 года, которые в свою очередь создавали исполнительно-распорядительные органы - городские управы во главе с городским головой.

q Правом участвовать в выборах в городские Думы пользовались лишь плательщики городских налогов.

q В компетенцию городской Думы входили вопросы: о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов,  установления правил о заведовании городским имуществом, о приобретении городской недвижимости.

q Надзор за деятельностью городских дум и управ осуществляло губернское по городским делам присутствие, состоявшее из чиновников, под председательством губернатора. Губернаторам было предоставлено право приостанавливать действие постановлений органов самоуправления, отказывать в утверждении в должности любого чиновника местных учреждений, закрывать собрания разных частных клубов. Выполнение решения органа местного самоуправления напрямую зависело от губернатора.

Судебная реформа

Старый дореформенный суд находился в полной зависимости от администрации, которая вмешивалась в решения судебных дел, носил сугубо сословный характер (для каждого сословия были свои судебные органы). Следствие проводилось полицией, гласности судебного процесса не существовало. В судах царили взяточничество и дикий произвол.

Подготовка судебной реформы началась еще в 1861 г. В ней участвовал ряд известных юристов (С. И. Зарудный, Д. А. Ровинский, и др.). 20 ноября 1864 г. после рассмотрения в Государственном совете царь утвердил судебные уставы - четыре акта:

1) Учреждения судебных установлений;2) Устав уголовного судопроизводства;3) Устав гражданского судопроизводства;4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

q    Новые принципы в суде:

1.      равенства всех перед законом и судом, 

2.      отделения  суда от администрации и осуществления правосудия только судом,

3.      создания всесословного суда,

4.      несменяемости судей и следователей,

5.       гласности, права обвиняемого на защиту.

6.      введена оценка доказательств

q    Создание бессословных судебных учреждений двух типов - общих судов и мировых судов.

Мировые суды:

§ Рассмотрение мелких уголовных и гражданских дел

§ Дела решались мировыми судьями единолично

§ Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями из лиц, имевших высшее или средне образование, высокий имущественный ценз.

§ Приговор или решение мирового судьи можно было обжаловать в уездный съезд мировых судей и в кассационном порядке в Сенат

Общие суды состояли из окружных судов и судебных палат

§ окружные суды: - первая инстанция системы общих судов

§ рассматривалась основная масса судебных дел, как уголовных, так и гражданских

§ уголовные дела, связанные с лишением или ограничением гражданских прав, рассматривались с участием присяжных заседателей

§ Приговоры суда, вынесенные с участием присяжных заседателей, не подлежали апелляции, а могли быть обжалованы лишь в Сенате.

§ Имущественный ценз включения в состав присяжных, был высок.

§ присяжные назначались предводителями дворянства и председателями судов (дворяне)

§ судебные палаты - вторая инстанция по всем уголовным и гражданским делам, кроме уголовных дел, решаемых с участием присяжных

§ СП всего 14, каждая из них направляла деятельность 8-10 окружных судов

§ рассматривала дела по обвинению в преступлениях гос. и должностных с участием сословных представителей: предводителей дворянства, городского головы и одного из волостных старшин по жребию

q Высшая судебная инстанция - Сенат, в нем созданы кассационные департаменты. При Сенате 1872 г. было учреждено Особое присутствие Сената для рассмотрения  особо важных политических дел. Дела высших должностных лиц и особо важные дела рассматривались в Верховном уголовном суде, состав которого по каждому конкретному делу назначался императором.

q Предварительное следствие было передано вновь учрежденному институту судебных следователей, действовавших под общим надзором прокуратуры, причисленных к окружным судам и пользовавшихся правом несменяемости.

q Реорганизовывалась прокуратура. Ее главная задача - поддержание государственного обвинения  в суде, надзор за деятельностью судебных следователей, полиции, судов и мест заключения, подбор судебных и прокурорских кадров.

q Одновременно учреждалась адвокатура. Адвокаты делились на две категории: присяжных поверенных выступавших защитниками в судах всех видов, и частных поверенных, имевших право выступать лишь в мировых судах по разрешению суда и по доверенности одной из сторон.

q Сохранены сословные суды - духовные, которые кроме дел духовенства, рассматривали и некоторые дела светских (например, бракоразводные дела), крестьянские волостные суды, разбиравшие мелкие тяжбы между крестьянами.

Со второй половины 60-х годов правительство начинает наступление на новые судебные уставы. Присяжные отстранялись от решения некоторых категорий дел. Следствие по политическим делам передается жандармским управлениям. Наконец, в 1889 г. институт мировых судей на большей части территории страны был упразднен и заменен институтом земских участковых начальников.

Военная реформа(1864-1874 гг.)

Крымская война показала коренные пороки феодальной организации вооруженных сил:

1.      Крайне слабая общая и боевая подготовка командного состава, особенно высшего из-за того, что офицерский корпус комплектовался из дворян, то есть назначения на командные должности производились не за заслуги и знания, а по принципу сословной принадлежности по протекции

2.      Практически не было военно-обученного резерва для развертывания армии во время войны и восполнения боевых потерь. Это объяснялось тем, что русская армия комплектовалась на основе рекрутского набора из податных сословий (крестьян и мещан). Солдаты служили по 25 лет, то есть практически пожизненно.

3.      Запутанная, хаотическая система военного управления

4.      Устаревшее вооружение, крайне слабая маневренность войск.

Необходимость военной реформы была ясна даже самодержавному правительству. Ее подготовка началась с 1862 г., когда военным министром был назначен генерал (в будущем фельдмаршал)  Д. А. Милютин, либерально настроенный профессор Военной академии.

Новый Устав о воинской повинности был введен в действие с 1 января 1874г. Существо военной реформы заключалось, прежде всего, в изменении системы комплектования армии и флота. Вместо набора рекрутов из числа податных сословий была введена всеобщая бессословная воинская повинность. Сроки действительной службы были установлены следующие: в армии 6 лет и 9 лет в запасе; во флоте - 7 лет и 3 года в запасе. Таким образом, новая система комплектования давала возможность создать резерв военно-обученных развертывания вооруженных сил во время войны. Армия не в состоянии была принять всех, подлежавших ежегодному призыву. Поэтому призывники тянули жребий. Тот, кому досталось по жребию, зачислялся на действительную службу, а остальные - в ополчение II разряда, которое практически на службу не созывалось. Лица с высшим образованием призывались на действительную службу на 6 месяцев, а со средним - на 1,5 года, затем держали экзамен на офицерский чин и увольнялись в запас младшими офицерами.

Крымская война показала слабую подготовку офицеров, обнаружилась острая нехватка офицерских кадров, особенно младших офицеров. Поэтому важной задачей реформы явилось укрепление и обновление офицерских кадров, создание резерва офицеров на случай войны. Была создана широкая сеть военных училищ. В мирное время в офицеры производились лица, окончившие военные училища и сдавшие соответствующие государственные экзамены. Для подготовки офицерского резерва на случай войны был учрежден институт "вольноопределяющихся".  Реформа открыла дорогу в офицерский корпус разночинной интеллигенции, но только на должности младших офицеров. Генералы и старшие офицеры по-прежнему были в основном родовитыми дворянами.

Реорганизован был аппарат военного управления, все отрасли которого стали подчиняться военному министру (а по флоту морскому министру). Территория страны была разделена на 15 военных округов, во главе которых были поставлены командующие войсками военных округов. Таким образом, была создана стройная, единообразная система военного управления. Проведена была военно-судебная реформа и отменены в армии телесные наказания. Важной составной частью военной реформы явилось перевооружение армии современным по тем временам оружием и строительство парового броненосного флота. Введены были новые военные уставы и перестроено обучение войск.