Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Радикальные преобразования в государственном устройстве при Петре I.

Эпоха правления Петра I (1682-1725) явилась поистине переломным периодом в истории России. Реформы царя-преобразователя охватили буквально все сферы государстенно-политической и общественной жизни страны. Петровские реформы были направлены на максимальную централизацию управления гос-вом при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общ-ва, что  нашло выражение в ее всесторонней регламентации.

В 1721 г. Петра провозгласили императором, а Россию – империей. Это означало дальнейшее усиление власти самого царя.

Реформы гос.управления. С начала 18 в. деятельность Боярской Думы постепенно затухает. Ей на смену в 1700 г. приходит Ближняя Канцелярия, названная также Консилией министров. Это была боярская комиссия из числа думцев- руководителей приказов, призванная осуществлять оперативное руководство аппаратом управления. Ближняя канцелярия была предшественником созданного в 1711 г. Правительствующего Сената – высшего гос. Учреждения с чрезвычайно широкими административными и судебными прерогативами.  В состав Сената лично Петром было назначено 9 сенаторов: М.В. Долгорукий, Г.И. Волконский, П.А. Голицын (родовитая знать), Стрешнев, Мусин-Пушкин, Племянников (бывшие думцы), Самарин, Апухтин, Мельницкий (дворяне).  Сенатские решения принимались коллегиально на общем собрании и скреплялись подписями всех сенаторов. Огромным делопроизводством ведала канцелярия Сената, возглавляемая обер-секретарем. Функции Сената в первые годы его существования были весьма широки. В его ведение были переданы дела Разрядного и Поместного приказов, ведал явкой дворян на службу, заботился о расходовании гос. Средств, а также был органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом. Для этого в 1711г. в центре и на местах были учреждены должности провинциальных и городовых фискалов. Они доносили обо всех фактах нарушения законов, взяточничестве и казнокрадстве. Ими руководил обер-фискал, входящий в структуру Сената. С 1715 г. за работой Сената следил сенатский генерал-ревизор, а с 1722 г. генерал-прокурор (Ягужинский) и обер-прокурор, его помощник. Генерал-прокурор контролировал работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех приговоров. Он и его помощник обер-прокурор подчинялись только царю.

Реформа 1717 – 1721 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела коллегии. Организационное устройство и порядок работы коллегий определялись изданным в 1720 г. «Генеральным регламентом». Каждая коллегия состояла из «присутствия», в работе кот. участвовали президент, вице-президент, советники и ассесоры, и канцелярии, возглавляемой секретарем и ведавшей делопроизводством. Вопросы, входившие в компетенцию соответствующей коллегии, рассматривались ее «присутствием» и решались большинством голосов. Всего было создано 10 коллегий:

1. Коллегия иностранных  дел (канцлер Головкин и вице-канцлер Шафиров)

2.      Военная коллегия (Меншиков и Вейде)

3.      Адмиралтейств-коллегия (Апраксин и Крюйс)

4.      Камер-коллегия (сбор доходов)

5.      Штатс-контор- коллегия (следила за расходами гос-ва)

6.      Ревизион- коллегия (сбор и расходование казенных средств.)

7.      Коммерц- коллегия (вопросы судоходства, таможнями и организацией торговли.)

8.      Берг- коллегия (горное дело)

9.      Мануфактур- коллегия (легкая пром-ть)

10.  Юстиц-коллегия (судебная система.)

Все коллегии кроме первых трех подчинялись сенату.  Помимо этого были созданы 2 сословные коллегии. В 1720 г. был создан Главный Магистрат, управлявший городскими сословиями – ремесленниками и купечеством.  В 1721 г. создана Вотчинная коллегия, регулировавшая вопросы дворянского землевладения. Коллегии не охватывали все отрасли гос. Управления, поэтому дворцовое, строительное, ямское, медицинское дело и др. по-прежнему находились в ведении особых приказов, канцелярий и контор. Политическим сыском занимался Преображенский приказ, наход. в Москве, и Тайная канцелярия в СПб.

Административная реформа. Наряду с укреплением  центрального аппарата управления проводилась реформа местных учреждений. В 1708 г. страна была разделена на 8 губерний (Московская, Петербургская, Смоленская, Киевская, Азовская, Архангелогородская и Сибирская.). Во главе губерний стояли губернаторы, в руках кот. была вся административно-полицейская и судебная власть. Во главе уездов вместо воевод стояли коменданты. В 1719 г. страна делилась на 50 провинций во главе с воеводами. Губернии сохранились, но в руках губернаторов оставались только военные и судебные дела. Провинции соответственно делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами.

Церковная реформа. Коренные изменения произошли в сфере управления Православной церковью. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана Петр не назначил ему наследника. В 1721 г. патриаршество было вообще упразднено. Высшее управление церковными делами возлагалось на Духовную коллегию, переименованную позже в Святейший Синод. Надзор за деят-тью Синода поручался обер-прокурору. С 1721 г. также введен Духовный регламент – законодательный акт, разработанный псковским епископом Феофаном Прокопичем. По нему ликвидировалась автономия церкви и она полностью подчинялась гос-ву.