Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Государственный и общественный строй Киевской Руси

В процессе образования древнерусской государственности в IX-X веках сложилось крупное государственное образование с центром в Киеве, получившее название Киевская Русь. В начальный период своего существования государственное единство и структура управления были ещё не прочными, и это вызывает трудности в определении характера этого государства.

Общественный и государственный строй Киевской Руси имел ряд особенностей, обусловленных переходом общества от первобытнообщинных к раннеклассовым отношениям. В общественном строе древнерусского государства происходило сочетание элементов различных систем: первобытнообщинной, рабовладельческой и феодальной.

В исторической науке предлагались различные теории, определяющие природу социального стоя Древней Руси. Наличие рабства у славян стало основой для тезиса о существовании в Киевской Руси рабовладельческого строя. Однако эта теория не получила распространения, т.к. рабство здесь заметно отличалось от классического античного. Рабский труд не стал основой производительных сил в обществе. Таким образом, развитая рабовладельческая формация в Древней Руси не сложилась.

Большинство ученых признает, что главным направлением формирования классового общества было развитие феодальных отношений. Феодальный строй предполагает наличие двух основных классов:

  • феодалы-землевладельцы
  • крестьяне, лишенные земли.

Отсутствие у крестьян земли, основного средства производства в доиндустриальной экономике, позволяет феодалам эксплуатировать крестьянское население и получать доход в форме феодальной ренты.

Ученые расходятся во мнениях о том, когда началось развитие феодализма не Руси. В советское время господствующей была точка зрения о том, что феодальные отношения стали возникать уже в X веке, а дань, которую общинники платили князьям, являлась феодальной рентой. Основным феодалом в тот период выступало государство, поэтому эту теорию следует называть теорией господствующего капитализма.

Противники этой точки зрения утверждают, что в X веке еще нельзя говорить о феодализме, а дань являлась налогом на содержание государственного аппарата. В это время еще не сложилось княжеское хозяйство и княжеское землевладение. Имеющиеся источники позволяют с уверенностью говорить о существовании княжеских вотчин только к середине XI века, а полноценные феодальные отношения сложились позже.

Феодальное землевладение складывалось на Руси в форме вотчины. Вотчина – это передаваемое по наследству земельное владение, находившееся в собственности боярского или княжеского рода. Феодальное землевладение носит иерархический характер. Владелец вотчины не был ограничен в праве распоряжаться ею, но верховным собственником земли является князь, в пользу которого вотчинник был обязан нести службу. Эта система получила название вассальной системы.

Вместе с землей владелец вотчины получает административную и судебную власть перед населением, таким образом, он становился не только собственником земли, но и частью системы управления. В результате в феодальном обществе складывалась пирамида властно-собственнических отношений.

Привилегированному классу феодалов противостояли зависимые люди, ограниченные в своих правах. Свод законов Древней Руси, «Русская правда», упоминает три категории зависимого населения:

  • холопы
  • закупы
  • смерды

Правовой статус холопа не отличается от рабского и приравнивался к вещи. Закуп – это человек, взявший ссуду и обязанный отработать ее с процентами. Он зависел от кредитора и не мог уйти, не отработав долг. Смерды – это крестьяне, жившие в княжеской вотчине и зависевшие от князя.

В XI - начале XII веков феодальные отношения на Руси еще не стали господствующими, поэтому древнерусское общество обычно характеризуют как раннефеодальное.

Государственный строй Киевской Руси также сочетал в себе элементы княжеской власти и предшествующего общинного самоуправления. Их соотношение представляет главный предмет споров историков.

На раннем этапе развития государства княжеская власть мало вмешивалась в жизнь общин. Большая часть вопросов решалась вечем. Вече – это собрание свободных общинников, глав домохозяйств, входивших в общину. По мнению сторонников теории позднего возникновения феодализма, именно вече играло ведущую роль в системе управления, а Русь представляла собой объединение вечевых республик, приглашавших князей.

Но уже со второй половины X века начинается укрепление княжеской власти на местах. Славянские общины все больше утрачивают свою автономию, а функции княжеской власти постоянно расширяются. Княжеское законодательство вытесняет обычное право. Однако усиление власти князей не привело к исчезновению общинного самоуправления. Вече продолжало существовать как посредник между князем и общиной, а во время социально-политических кризисов могло превращаться и в орган верховной власти.

Политическая власть Киевской Руси являлась монополией княжеского рода Рюриковичей. Отношения между его членами строились на основе принципа рядового старшинства. Старший представитель рода становился великим киевским князем. Он был одновременно и верховным правителем, и верховным собственником всей земли. В этом качестве он распределял княжения по принципу рядового старшинства. В XI веке сложилась система, которая получила название лестничная. Принцип родового старшинства наряду с другими традициями ограничивал юридически неограниченную власть великого князя.

В Киевской Руси с развитием феодальных отношений складывалась характерная для феодального общества политическая система вассальных отношений.

Великий киевский князь

 

 


Местные князья

 

 


Бояре-вотчинники

В древней Руси отсутствовал развитый аппарат управления. Его заменяли княжеская дружина и администрация княжеской вотчины.

Дружина делилась на старшую и младшую. Старшую дружину составляли наиболее опытные и близкие князю войны, они выполняли более ответственные поручения. Из старшей дружины сложился боярский совет. Боярский совет – это совещательный орган при князе.

Младшая дружина составляла низшее звено исполнительной власти. Хозяйственное управление строилось по дворцово-вотчинной системе и осуществлялось княжескими слугами, ведавшими вотчиной князя. Такая система отличалась отсутствием четкого распределения функции.

В целом Древнерусское государство в IX-XI веках представляло собой переходное общество, в государственном и общественном строе которого сохранялись многочисленные остатки общинного устройства. Но в этом обществе уже происходило формирование феодальных отношений, которые хотя и не являлись господствующими, но играли все более заметную роль.