Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Государственный строй России в первой четверти XIXвека

Александр I вступил на престол в результате дворцового переворота в марте 1801 года. Его отец Павел I был убит дворянами-заговорщиками, недовольными  попытками Павла возродить методы абсолютизма начала XVIII века. Вступив на престол, Александр I обещал, что будет править также как и Екатерина II.

Действительно, первая часть царствования Александра I стала новым этапом политики просвещенного абсолютизма в России. Продолжение этой политики было обусловлено началом кризиса феодально-крепостнической системы. Политически активная часть общества всё яснее осознавала, что сохранение прежних порядков тормозит развитие страны.

Сам Александр I, воспитанный в духе Просвещения, тоже выражал намерение провести реформы, в том числе отменить крепостное право и ввести Конституцию. Реформистские идеи доминировали во внутриполитическом курсе императора до начала двадцатых годов.

Вместе с тем для Александра было важно не допустить ослабления государственной власти. Поэтому первые реформы имели целью укрепление исполнительной власти. В 1802 году устаревшая система коллегий была ликвидирована. Вместо них были созданы 8 отраслевых министерств. Они строились по принципу единоначалия и имели более четкую иерархическую структуру. Переход к министерской системе управления означал вступление России в высшую стадию бюрократизации государственного управления. Министры назначались императором и были ответственны перед ним. Александр I провел новую реформу Сената, после чего Сенат превратился в высший судебный орган.

Планы дальнейших преобразований разрабатывались узким кругом ближайших друзей и единомышленников Александра, который получил название Негласного комитета. Его члены были поклонниками английской монархии. При поддержке членов Негласного комитета в ближайшее окружение Александра I выдвинулся М.М. Сперанский.

В 1808-1809 годах он составил план преобразования системы государственного управления. Этот план был составлен в либеральном духе. Сперанский считал, что деспотическая монархия уже не соответствует уровню развития страны. России нужна монархия, основанная на законе и конституции. План Сперанского предусматривал разделение властей и создание избираемого населением законодательного органа – Государственной Думы.

Население страны Сперанский делил на 3 категории: дворянство, среднее состояние и рабочий люд. Всем сословиям он предлагал предоставить основные гражданские и имущественные права. К участию в выборах допускались только дворяне и представители среднего сословия, имевшие необходимое образование и имущественный ценз. Крепостное крестьянство не включалось в эту систему.

Умеренный характер проекта Сперанского проявился и в сохранении за императором всей полноты верховной власти. Но чтобы не допустить произвола самодержца Сперанский планировал создать Государственный совет, который должен был осуществлять своеобразную экспертизу законопроектов, прежде чем их подпишет император.

Проект государственных преобразований дополняли Гражданское и Уголовное уложения, составленные Сперанским по образцу французских кодексов на основе буржуазных принципов права.

Вокруг либеральных проектов Сперанского развернулась сложная политическая борьба. Главным идеологом консерваторов наступал известный историк Н.М. Карамзин. Он доказывал, что ограничение самодержавия пагубно отразится на России.

Сам Александр I под давлением консерваторов оказался не готов поддержать Сперанского. Внешнеполитические условия также складывались неблагоприятно для реформ, поэтому из предложенного Сперанским было реализовано только одно – в январе 1810 года был создан Государственный совет, однако не в том виде, в каком его задумывал Сперанский.

Члены Государственного совета назначались императором, который сам стал его председателем. Мнение большинства не было обязательным для императора. Поэтому Государственный совет превратился в послушный императору высший законосовещательный орган.

Интриги политических противников Сперанского привели к тому, что весной 1812 года он был выслан из Петербурга, но Александр I ещё не отказался от идеи конституционных реформ. В 1809 и 1815 годах конституции получили Финляндия и Польша. А в начале 20-х годов граф Новосильцев составил для Александра проект Уставной грамоты Российского государства. Он предусматривал создание законосовещательного парламента, избираемого дворянами. Однако этот проект остался только на бумаге.

К началу 20-х годов внутренняя политика Александра I приобрела консервативный характер, а в ближайшем окружении императора оказались противники либеральных реформ, среди которых выделялся граф Аракчеев.