Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Общественное движение во второй половине XIX века. Народники

Либерализация общественной жизни и социально-экономические проблемы, порожденные буржуазными реформами, подтолкнули развитие всех направлений общественной мысли. Но в общественном движении во второй половине XIX века происходят заметные изменения:

• ведущая роль переходит от дворянства к разночинной интеллигенции

•  либеральные идеи всё больше вытеснялись социалистическими.

Центральное место в общественном движении занимала идеология революционного народничества. Основными причинами активизации революционных настроений в обществе выступали незавершённость демократических преобразований и социальные противоречия, порожденные капиталистическим развитием.

Народническая идеология сложилась как реакция на сохранение феодальных пережитков. Ее формирование происходило в конце 50-х начале 60-х годов XIX в. Большое влияние на народников оказали идеи утопического социализма. У истоков народничества стояли Герцен и Чернышевский.

Основные положения идеологии народничества:

• Интеллигенция должна служить народу.

•Критика капиталистического строя и утверждение, что капитализм в России является чуждым общинному строю и насаждается сверху. Поэтому Россия может перейти к социализму, минуя капиталистическое развитие.

•Убеждение в особом характере русской крестьянской общины. Народники считали общину с её самоуправлением, взаимопомощью и коллективистским сознанием готовой ячейкой социализма.

•Радикальная аграрная реформа. Народники выступали за передачу земли в общенародную собственность и ликвидацию помещичьего землевладения

• Главным препятствием к осуществлению преобразований является самодержавие. Народники выступали за революционную борьбу с самодержавием и замену его демократической республикой.

Программные положения народников нашли отражение в прокламациях, которые распространялись среди крестьян в период подготовки и проведения крестьянской реформы. В 1862 году возникла первая народническая организация «Земля и воля», просуществовавшая до 1864 года. Во второй половине 60-х - начале 70-х годов в России существовало несколько десятков нелегальных народнических кружков. Член одного из них, Каракозов, в 1866 году совершил первое неудачное покушение на Александра II.

Споры о методах борьбы привели к выделению в революционном народничестве трех основных направлений. Первое направление получило название бунтарского. Его главным идеологом стал М.А. Бакунин. Он утверждал, что русские крестьяне по природе своей бунтари и готовы выступить против самодержавия, поэтому главной задачей должен стать подъем крестьян на немедленную революционную борьбу.

Второе направление – пропагандистское. Его лидером являлся П.Л. Лавров. Он тоже считал революцию главным средством борьбы, но полагал, что общественное мнение необходимо подготовить к революции путём пропаганды. Эту задачу должны решить критически мыслящие личности, т.е. люди, которые критически относятся к окружающей действительности, видят её недостатки и пути преодоления.

Третье, заговорщическое, направление возглавлял П.Н. Ткачёв, он утверждал, что самодержавие не имеет в России прочной социальной опоры и может быть уничтожено действиями хорошо законспирированной организации заговорщиков, которые развернут террор против правительства и захватят власть.

Большая часть народников разделяла идеи Бакунина. Под их влиянием народнические кружки в 1873-74 годах организовали «хождение в народ». Однако эта тактика потерпела неудачу. Вопреки ожиданиям народников, крестьяне не только не поднялись на революцию, но и оказывали помощь полиции в борьбе с революционерами. Неудача «хождения в народ» нанесла серьезный удар по народническому движению.

Деятельность народников снова активизировалась в 1876 году, когда была воссоздана «Земля и воля». Она просуществовала два года и в 1878 году из-за разногласий в методах борьбы разделилась на две организации: «Черный передел» и «Народную волю».

Руководители «Черного передела» Плеханов, Аксельрод, Засулич настаивали на продолжении пропаганды с целью подготовить революцию и проведение радикальной земельной реформы.

Лидеры «Народной воли» Перовская и Желябов считали, что главным средством борьбы должен стать террор. В 1879-81 годах члены «Народной воли» организовали несколько покушений на Александра II. В итоге император был убит народовольцами 1 марта 1881 года. После этого Исполнительный комитет «Народной воли»  обратился к новому императору Александру III с требованием провести демократические реформы в обмен на прекращение террора. Но правительство не пошло на уступки, а лидеры «Народной воли» были арестованы и казнены. Революционный террор не дал предполагаемых результатов. Полиция вскоре разгромила народнические организации. Последней попыткой развязать революционный террор стала попытка покушения на Александра III в 1887 году.

Лидеры «Черного передела» оказались в эмиграции, где большинство из них перешло на позиции марксизма.

В самой России революционное народничество и конце 80-х - начале 90-х годов в условиях реакции уступило место «легальным» народникам, идеологом которых стал Н.М. Михайловский. «Легальное» народничество отказалось от идеи революции и придерживалось теории малых дел. Суть её заключается в том, что улучшать положение народа следует не с помощью революции, а постепенно, путём работы в земствах и других легальных учреждениях.

Революционное народничество потерпело поражение, однако революционная борьба народников не прошла бесследно. Она заставила царизм искать пути преобразований, а их деятельность оказала большое влияние на деятельность революционных партий в начале XX века.

Современные исследователи отмечают и такие негативные стороны, как использование террора для достижения политических целей, а также моральный и правовой нигилизм народничества, отрицание правовых и нравственных норм во имя блага революции.