Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Общественное движение в России во второй четверти XIXвека. Славянофилы и западники

Одной из главных задач Николай I сделал борьбу с демократическими идеями. Чтобы не допустить их распространения была резко ужесточена цензура и усилен контроль над системой образования. Помимо репрессивных мер ещё одним средством борьбы с демократическими идеями стало формирование консервативной охранительной идеологии. Главным вдохновителем её создания стал министр народного просвещения С.С. Уваров.

Уваровская идеология получила название «теории официальной народности». Ее содержание раскрывалось формулой: «самодержавие, православие, народность». Самодержавие объявлялось главным гарантом стабильного развития и единственно возможной формой правления в России. Православие рассматривалось как духовная основа самодержавной монархии. Народность понималась как преданность русского народа самодержавию и православию.

Консервативное направление противопоставляло Россию революционной Европе. Теория официальной народности утверждала, что западные демократические и правовые институты не подходят для русского общества, поскольку русский народ издревле предан идеалам общинности и самодержавия. Поэтому в России отсутствуют предпосылки для революции. Она развивается стабильно, и ее будущее – не во введении Конституции, а в укреплении самодержавия.

Уваровская теория нашла отражение в трудах ряда историков и литераторов. Однако меры Николая I не могли уничтожить демократическую общественную мысль. В этот период она развивалась в нелегальных кружках и светских салонах. Большое влияние оказывали идеи немецкой философии и идеологии наследия декабристов. Это наследие определялось программой установления революционных и либеральных кружков конца 20-х - начала 30-х годов.

Позднее центральное место в общественной мысли России заняли споры славянофилов и западников о путях исторического развития страны. Толчком к их развитию стала публикация в 1836 году «Философических писем» П.Я. Чаадаева, в которых он подверг критике исторический опыт России.

В конце тридцатых - начале сроковых годов в литературных салонах оформились славянофильство и западничество. Славянофилы (Хомяков, Киреевский, Аксаковы) критиковали индивидуалистический буржуазный Запад. Они отстаивали идеи особого исторического пути России. Отличительной чертой этого пути они считали гармоничное единение власти и общества на основе общинных и православных ценностей. Славянофилы не ставили вопрос о конституционных ограничениях самодержавия. По их мнению, конституция противоречит историческому сознанию русского народа. Политическим идеалом славянофилов была сословно-представительная монархия, в которой государство располагало всей полнотой власти, но оставляло обществу идеологическую свободу. Разрушение этой системы Петром I привело к засилью в России бюрократии. Поэтому славянофилы выступали за возврат к допетровской модели развития и общинным традициям. Славянофильство представляло собой умеренный, почвеннический, вариант либеральной идеологии.

Им противостояли западники. Их объединяло убеждение в единстве исторического пути развития России и Европы и необходимости демократических преобразований западного типа. Западничество не было единым, в нем выделялись либеральное (Грановский, Боткин, Анненков, Редкин) и революционно-демократическое (Белинский, Герцен, Бакунин) направления.

В сороковые годы в Россию начинают проникать идеи утопического социализма. Под их влиянием находился кружок петрашевцев.