Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Образование Киевской Руси

Киевская Русь возникла в конце первого тысячелетия н. э. в пределах Восточно–Европейской равнины.

Происхождение славян. Славянские племена выделились из индоевропейской общности народов в середине II тысячелетия до н. э. на территории к югу от Балтийского побережья.

Славянская колонизация Восточно-европейской равнины. Славяне участвовали в «Великом переселении народов» (III-YI вв. н.э.). Часть племен двинулась на восток – в направлении оз. Ильмень и среднего течения Днепра. Образовалась восточнославянская этническая общность. YII век стал «славянским веком»: восточные славяне начинают доминировать на пространстве от Карпат до верховьев Волги и от Финского залива до среднего течения Днепра. Автохтоны (коренные обитатели) лесной зоны (балтские и угро-финские племена) вели «присваивающее хозяйство» (охота, рыболовство), обитатели южных степей (ираноязычные кочевники) - примитивное скотоводство. Славяне - пашенные земледельцы – принесли на Восток Европы культуру производящего хозяйства.

Общественный строй восточных славян. Восточные славяне находились на стадии разложения первобытно – общинного строя. На смену общностям, основанным на кровно – родственных связях и коллективном имуществе, приходят «соседские» общины, основанные на территориально-хозяйственном единстве. Родоплеменные объединения перерастают в территориально – политические племенные союзы: поляне, древляне, ильменские словене и др. Экономический и общекультурный прогресс повлек вычленение господствующего слоя – князей (из военных вождей), военно-служилой (дружина) и родовой знати  («лучшие мужи»). Становление социальной дифференциации послужило основой формирования древнерусской государственности.

Возникновение Киевской Руси. Научная разработка древнерусской истории (с середины XYIII в.) связана с формированием «норманнской» и «антинорманнской» теорий. Первая основывалась на предположении о норманнском (норманны, варяги – выходцы из Скандинавии) происхождении Киевской государственности. Вторая отрицала иностранное происхождение государства,  считая варяжского предводителя Рюрика фигурой мифической или славянским вождем. Слабостью обеих теорий является отождествление вопроса о возникновении государства с проблемой происхождения династии. Возникновение Древнерусского государства не могло быть следствием единичного акта. Славянская первооснова древнерусской государственности представляется очевидной. Варяжский элемент сыграл активную роль в формировании государственных институтов древней Руси (варяжское происхождение правящей  династии, опиравшейся на древнерусскую знать  - бояр, сформировавшихся в результате слияния варягов со славянской племенной верхушкой).

Происхождение термина «Русь». Доминирует версия скандинавского происхождения  («русь»: воин - гребец,  дружина). Сохраняются аргументы  в пользу славянской, балтской или ираноязычной этимологии. «Киевская Русь» - термин, принятый в научной литературе.

Периодизация  истории Киевской Руси. Первые князья (от Рюрика, 862 – 979гг., до вокняжения Владимира I Святого в 980г.) – становление древнерусского государства, правление Владимира (980 – 1015 гг.) и Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.) – расцвет, период вплоть до смерти Мстислава Великого (1132 г.) - распад Киевской Руси.

Социально-экономический строй. Древнерусское общество носило аграрной характер: сельский уклад (уклад - система общественных отношений определенного типа), подчиненный природному циклу и основанный на коллективном (общинном) общежитии, являлся основой общества, менталитета (мироощущения).

Общественно – политический строй.  Превалирует мнение о Киевской Руси как раннефеодальном обществе. Феодализм - тип общественного устройства, характеризуемый аграрностью, сословным делением общества (сословие - общность с закрепленными  наследуемыми правами и  обязанностями), наличием крупной («феодальной) земельной собственности (феод - земли, пожалованные в наследственное владение за службу), зависимой от нее крестьянской собственностью,  господством религии в духовной сфере, как правило, монархической формой правления.

Социальная структура Киевской Руси (фрагментарно зафиксированная в древнейшем своде законов «Русская Правда») характеризуется делением по сословному принципу на слои лично свободных (привилегированную знать и непривилегированный люд) и лично зависимых (полностью – рабы, частично – смерды, закупы, рядовичи). Главной производительной силой древнерусского общества были «люди» - свободные крестьяне, ведшие семейное хозяйство на общинной земле, и городской люд, связанный с ремеслом и торговлей.

В Древней Руси не сложились ключевые институты развитого феодализма: сеньориальная (частная) собственность на землю (княжеские домены начинают формироваться с X в., боярские вотчины - с XI в.); крепостное право (юридически оформленное прикрепление крестьян к земле и лично - к собственнику земли, формирующее «вотчинную юрисдикцию» - право феодала на внеэкономическое принуждение крепостного); рентные отношения (перераспределение прибавочного продукта от производителя собственнику земли).

Внутри привилегированного слоя складывались отношения сюзеренитета - вассалитета (вассал - обладающий неотъемлемыми правами - иммунитетами слуга, служащий сюзерену за пожалования): киевский князь - «первый среди равных» - выступал сюзереном по отношению к младшим рюриковичам и к дружинникам. По мере развития частнособственнических отношений в поздней Киевской Руси начинается формирование служилого слоя на «классической» основе земельных пожалований.

При господстве коллективной феодальной земельной собственности  привилегированное сословие имело три основных источника существования: торговля, военная добыча и «полюдье». Элита «ходила по людям», которые поставляли продукцию производства и промыслов. В середине X в. княгиней Ольгой порядок сбора был зафиксирован по месту («погосты»), срокам, размерам. «Полюдье» трансформировалось из дани в налог, шедший на содержание двора, обеспечение государственных нужд. «Полюдье» стала ранней формой феодальной ренты, которая собиралась с лично свободных крестьян феодальной знатью в целом, властью.

Особенностью древнерусского (восточноевропейского), «бессинтезного» феодализма (в отличие от «синтезного» западноевропейского, воспринявшего римскую традицию) была замедленность формирования частной собственности, сохранение массива государственных земель, что создавало перспективу длительного роста феодализма «вширь». Раннерусский феодализм - «государственный феодализм», что демонстрирует этатизм (повышенную роль государства) уже на ранней стадии становления государственности.

Формирование территориального единства. В 882г. преемник Рюрика Олег захватывает Киев, ставший столицей, положив конец противостоянию северного и южного центров формирования древнерусской государственности. В течение IX - X вв. киевские князья подчиняют племенные княжества. В правление Владимира Святого завершается замена «туземных» княжений служилыми князьями - наместниками из дома Рюриковичей. К концу X в. Киевская Русь делилась на волости во главе с князьями - вассалами великого князя. Местное правление (представители  князя, гарнизоны, возглавляемые тысяцкими, сотниками, десятскими - в соответствии с «десятинной» системой управления) содержалось за счет кормлений - сборов с населения.

Начинает складываться система дворцово-вотчинного управления, в которой власть принадлежит вотчиннику. Служащие княжеского дворцового хозяйства (тиуны, старосты) становятся управителями соответствующих отраслей государства.

Города. За исключением Новгорода, древнерусские города, складывающиеся, в основном, как перевалочные пункты внешней торговли, не имели самоуправления, будучи резиденцией местных властей - опорой княжеской власти, и сыграв в этом качестве выдающуюся роль в складывании государства.

Политический строй. Киевский князь, получавший трон по праву династического наследования, являлся олицетворением государства, верховным правителем, судьей, главой дипломатии, вооруженных сил, распорядителем казны.

Ограничители княжеской власти: Русь считалась владением всего рода Рюриковичей, киевский князь был связан отношениями сюзеренитета – вассалитета со служилыми князьями; боярским советом; «рядовыми» («ряд» - договор) соглашениями, заключаемыми с рядом территорий; вечевым строем; традиционным порядком наследования княжеского стола, который должен был переходить к старшему в роду Рюриковичей; институтом феодальных «снем» - съездов, решающих вопросы династических и вассальных отношений.

Киевская Русь - ранняя ограниченная монархия (источником власти является институт монархического правления).

Внешняя политика. Киевская Русь, восточный форпост христианской Европы,  была активным участником международных отношений.

Хазарское направление: в 964 - 965 гг. князь Святослав сокрушает Хазарский каганат, наиболее опасного соперника на протяжении IX - X вв.

Византийское направление:  мирные торгово-культурных связи перемежались вооруженными конфликтами (походы руссов на рубеже IX - X вв.,  отношения союзничества и противоборства во времена Святослава, развитие отношений на основе религиозной общности к концу X в.).

Южное направление: отношения союзничества и вооруженной борьбы с печенегами, угрожавшими югу Руси, особенно, с конца X в.; с XI в. аналогичным образом  - с кочевыми тюрками – половцами.

Западное направление: отражением разнообразных отношений явились династические связи (начиная с Ярослава Мудрого, женатого на дочери шведского короля).

Христианизация Руси. В период складывания государственности восточные славяне (как и варяги) исповедовали язычество.

С середины X в.  на Русь проникает христианство. В 988 князь Владимир Святославович  осуществил массовое крещение киевлян. Постепенно христианство становится религией большинства населения Руси. Принятие монотеистической веры сыграло исключительную роль в складывании единой древнерусской государственности, языка и культуры. Различия между западной (римско-католической) и восточной (византийско-православной) ветвями христианства наложили отпечаток самобытности  на последующий ход отечественной истории.

Распад Киевской Руси. После смерти Ярослава Мудрого начались междоусобицы, приведшие к  раздробленности Руси. Процесс стал необратимым после Любеческого (под Киевом, 1097 г.) съезда Рюриковичей, решившего, что Русь является совокупностью самостоятельных «отчин».

Причины раздробленности:

- внешние факторы - падение роли торгового пути «из варяг в греки», прежде «стягивающего» русские земли; отсутствие серьезной внешней угрозы;

- внутренние факторы - процесс развития феодального общества, вступающего в стадию зрелости (распад раннефеодальных государств в Западной Европе происходит в X -XII вв.).

Непрочное единство Руси основывалось на неразвитости общественных отношений, препятствующей самостоятельному существованию волостей и позволяющей центральной власти обходиться ограниченным набором управленческих функций.  Экономический рост в условиях господства натурального (себя обеспечивающего) хозяйства содействовал складыванию самодостаточности волостей; рост частного землевладения ослаблял зависимость вассалов от сюзеренов; усложнение властных  функций выявило невозможность управления гигантской территорией из единого центра.

Распад Киевской Руси проявил рациональную форму государственности для складывающихся условий.