Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Александр 1: трагедия реформатора

Старший сын Павла I и внук Екатерины II родился 12 декабря 1772г. Екатерина нарекла его в честь Александра Невского. Александр был ее любимым внуком, и она руководила его воспитанием. Русскую историю и словесность ему преподавал писатель М.Н. Муравьев, естественные науки – известный ученый и путешественник П.С. Палас, законоучителем и духовником был протоирей А.А. Самборский, англоман и светский человек. Швейцарец Р.П. Лагарп – человек высокообразованный, приверженец идеи просвещения и республиканец, обучал Александра французскому языку и был его воспитателем в течение 11 лет (1784 – 1795 гг).

В 1793 г., когда Александру еще не исполнилось и 16 лет, Екатерина II женила его на 14-летней баденской принцессе Луизе, нареченной в православии Елизаветой Алексеевной. Александр затмевал свою супругу, по сравнению с ним она выглядела как серенькая перепелка рядом с ярким петухом. Брак оказался бездетным. Это была трагедия семьи. У Александра была незаконнорожденная дочь Софья (от связи с Нарышкиной А.М.), умершая в шестнадцатилетнем возрасте в 1824 г.

Александр был лицемерен, скрытен, чувствителен. Он был уверен, что интрига является двигателем политики. Большое внимание он уделял внешним эффектам. Александр продолжил и поднял на новый уровень идеологическую работу внутри страны и за ее пределами. На средства государства финансировались газеты, издавались плакаты и лубочные картинки для простого народа. Как всякий посредственный человек, Александр ненавидел умных и талантливых людей, хотя использовал их. Царское благоволение часто сменялось опалой. Так он поступил со Сперанским, Мордвиновым, Ермоловым, Кутузовым. Постоянным его расположением пользовались только верные служаки типа Аракчеева, Шишкова, Растопчина. По этой же причине при дворе привечали иностранцев. «Руский – слуга государству, а «немец» - слуга государя».

По воспоминаниям Ермолова, после сражения при Бриенне государь, проезжая сквозь ряды войск, отдававших ему честь, сказал: «В России все почитают меня весьма ограниченным и неспособным человеком; теперь они узнают, что у меня в голове есть что нибудь». Когда он повторил это в Париже, Ермолов заметил, что слышать такие слова было удивительно в момент величия России и Александра I.

На глазах Александра происходил переход к индустриальной цивилизации. Англичане и французы сделали качественный скачок к новой эпохе, где достижения в науке и технике создавали возможности для развития личности, правопорядка и государства. Паровой двигатель дал толчок научно-технической революции. В США в 1807 г. появился первый пароход, а к 1815 г. все новые торговые пути обеспечивались речными пароходами.

Американская конституция 1787 г., а вслед за ней и Конституция Франции 1791 г. провозгласили приоритет права над традиционализмом.

Русское высшее общество с завистью видело успехи новой цивилизации. «Большое» русское общество по-прежнему было разделено на традиционное и европейское, Александр с молодости воспитанный в республиканском духе мечтал о новой России, свободной от самодержавной власти. Но русская действительность сделала его царем. Ему представилась возможность осуществить радикальные реформы. По восшествию на престол Александр I отменил наиболее тиранические распоряжения Павла в отношении дворянства. Он провозгласил себя последователем политики Екатерины II. По форме, но не по духу.

При всей значимости императорской власти в России, бюрократическая машина продолжала идти своим ходом, как паровоз, привязанный к рельсам. Машинист может ускорить или замедлить скорость движения, но свернуть с пути он не в состояние. Даже реформы сверху требовали осторожности. Александр I продолжил политику Павла I по правовому воспитанию народа, отстаивая идею верховенства закона. После опыта довоенных реформ и Отечественной войны, Александр в 1816 г. поддержал идею создания военных поселений. Армия представлялась ему школой воспитания народа.

Александр I прошел обычный для российского реформатора путь от либеральных планов до государственного принуждения.

Реформы Александра I :

I. Крестьянский вопрос

1.      Александр прекратил раздачу крестьян в частные руки. Однако чиновники нашли возможность обходить указ, сдавая землю в долгосрочную аренду. В 1810-1817гг. на Украине и Белоруссии было сдано в аренду 350тысяч душ.

2.      Указ 1801г. запрещал опубликовывать объявления о продаже крестьян без земли.

3.      Указом 12 декабря 1801г. дворяне лишались монопольного права на частную собственность. Купцы, мещане, свободные и казенные крестьяне получали право покупать землю.

4.      Указ 20 февраля 1803 г."О вольных хлебопашцах" разрешал крестьянам выкуп на волю. К 1825г. указом воспользовалось 0,5% крестьян (200 тысяч).

5.      В 1804-1805 гг. был проведен первый этап крестьянской реформы в Латвии и Эстонии. Реформа дала личную свободу крестьянам, имеющим свое хозяйство и право аренды земли. С тех пор Александр I почитается в Прибалтике. Крестьянская реформа была полностью завершена в 1816-1819 гг.

6.      Указы 1808-1809 гг. запрещали продажу крестьян на ярмарках в розницу, ссылку в Сибирь. Помещик был обязан кормить крестьян в голодные годы.

II. Реформа народного образования 1803-1804 гг. Создана 4-х ступенчатая единая система бесплатного образования для всех сословий.

  • 1-ступень – одноклассное приходское училище при церковном приходе.
  • 2-ступень – уездное трехклассное училище.
  • 3-ступень – шестиклассная гимназия в губернском городе.
  • 4-ступень – университет во главе учебного округа. Всего 6 учебных округов – Московский, Петербургский, Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский.

Основаны два высших учебных заведения, приравненных к университетам – Демидовский и Царскосельский лицеи. «Он взял Париж, он основал лицей». А также два новых института – Институт путей сообщения (1801 г.), Московское коммерческое училище (1804 г.).

Образование было структурировано государством, бюрократизировано, держалось на авторитете государства. По «табелю о рангах» не только ректор высшего учебного заведения, но даже инспектор учебного округа были выше губернатора или воинского начальника, директор гимназии соответственно выше всех лиц за исключением губернатора.

III. Министерская реформа.

Реформа органов центрального управления в основном была осуществлена в довоенный период с 1802 по 1812 гг. Она включала в себя два направления: конституционное и административное. В области конституционной были реализованы следующие мероприятия:

  • издано «Введение к уложению государственных законов»;
  • принята «Конституция царства Польского 1815 г.»;
  • составлен проект общероссийской конституции;
  • подготовлены 12 проектов отмены крепостного права.

Административная реформа была более успешной. Впервые в истории государства возникло разделение властей. Сенат стал выполнять функции высшего судебного органа. Законосовещательным органом стал Государственный Совет. Ответственным правительством являлся Комитет министров, а на смену петровским коллегиям пришли министерства под руководством министров. Все ветви властей замыкались на «самодержце всероссийском». Император назначал министров, губернаторов, сенаторов и членов Государственного совета, т.е. в его руках была кадровая политика, а министры прямо подчинялись императору. Таким образом дублировалась система соподчинения в госаппарате. Так губернаторы состояли по Министерству внутренних дел, но назначались, как выше отмечалось, императором.