Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Государственный и общественный строй России при Николае I

Вступление Николая I на российский престол сопровождалось восстанием декабристов. Это событие во многом предопределило характер правления этого императора. Всю жизнь Николай I категорически отрицал возможность конституционных реформ, а его фигура стала символом политической реакции.

Для преодоления кризиса социально-политической системы Николай I избрал методы усиления личной власти, расширения бюрократического контроля, ужесточения административно-полицейских мер в борьбе с инакомыслием.

В 1826 году Николай I создал новый орган управления, Собственную его императорского величества канцелярию, которая подчинялась непосредственно ему. С её помощью Николай I рассчитывал держать под личным контролем весь аппарат управления. Канцелярия состояла из 6 отделений, но наиболее важными были первые три.

Первое отделение готовило законопроекты и назначения, контролировало работу министерств. Второе занималось кодификацией законов. Под фактическим руководством Сперанского в 1830 году было составлено Полное собрание законов Российской империи, куда вошли все правовые акты, начиная с Соборного уложения. В 1832 году был составлен Свод Законов, куда вошло только действующее законодательство. После утверждения Государственным советом в 1835 году он стал основой правовой системы.

Николай I рассчитывал, что составление единых законов упорядочит функционирование бюрократического аппарата и улучшит управление страной. Третье отделение занималось борьбой с инакомыслием, в помощь ему в 1827 году был создан корпус жандармов. Николай I расширил права губернаторов.

Его стремление укрепить государство за счёт роста бюрократического полицейского аппарата привело к быстрому увеличению числа чиновников. Однако расчёты императора оказались неверными. Увеличение аппарата управления только усиливало бюрократическую неразбериху. Ведущие представители этого слоя оказались подвержены обычным недостаткам бюрократии, использовали своё служебное положение в личных целях.

Поэтому путь, избранный Николаем I оказался тупиковым. Подавление политической оппозиции создавало видимость политической стабильности и благополучия. Однако усиление бюрократического контроля и полицейские меры углубляли раскол между самодержавием и обществом.

В правление Николая I начинает проявляться технологическая отсталость России от развитых стран Запада. В Европе уже завершался промышленный переворот, тогда как в России переход к новым технологиям и фабричному производству только начинался.

В правление Николая I были достигнуты некоторые экономические успехи. Началось развитие фабричной промышленности (текстильная), строительство железных дорог и парового флота. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина в 1839 году позволила несколько стабилизировать финансовое положение страны. Правительство Николая І предприняло меры, способствующие развитию предпринимательства, но развитие промышленности сдерживалось недостатком свободных рабочих рук и вмешательством государственных чиновников.

Социальный кризис составлял одну из главных проблем. Восстание декабристов показало Николаю I, что в дворянской среде распространились оппозиционные настроения, и что дворянство уже не может служить надёжной опорой самодержавия. Поэтому политика Николая І была направлена на укрепление той части дворян, которая оставалась верной самодержавию.

 Николай І принимал меры по укреплению экономического положения дворян и роли крупного дворянства. Наряду с предоставлением государственных займов в 1845 году дворяне получили право объявлять свои имения майоратными. Такие имения не подлежали разделению при наследовании. Был увеличен имущественный ценз на выборах предводителя дворянства. Кроме того, Николай I принял меры, чтобы ограничить пополнение дворянского сословия за счет недворян, поступивших на государственную службу, путём повышения служебного чина, дающего право на личное и потомственное дворянство. Но, несмотря на эти меры, роль дворянства в жизни страны неуклонно падала.

В середине тридцатых годов было разработано законодательство, регулирующее государственную службу чиновников.

Рост значения формирующейся буржуазии нашел отражение в расширении сословных привилегий городского населения. В середине тридцатых годов появилась новая сословная категория почётных граждан, которая имела привилегии, сравнимые с дворянскими. Наиболее видные представители торгово-промышленных и финансовых кругов, оказывавшие услуги правительству, получали государственные награды, звания комерц- и мануфактур-советников и даже дворянские титулы.

Но главной проблемой для Николая I оставался крестьянский вопрос. Осознавая важность проблемы, он организовал несколько секретных комитетов для подготовки реформы.

Однако Николай I не решился отменить крепостное право. Он опасался, что это вызовет хаос в стране. Ситуация внешнего благополучия не способствовала проведению реформ. Поэтому Николай ограничился изданием в 1842 году Указа об обязанных крестьянах. По этому указу помещики могли освобождать крестьян за выкуп без земельного надела, крестьяне должны были арендовать помещичью землю и выплачивать повинности в пользу помещика.

Чтобы показать пример помещикам, в 1837-41 годах была проведена реформа государственных крестьян. Чтобы избавить их от лишней бюрократической опеки управление ими передали министерству государственных имуществ. Повинности государственных крестьян были упорядочены, они получили крестьянское самоуправление на уровне селений и волостей и более широкие владельческие права.

Николаю I не удалось решить крестьянский вопрос, но накопленный опыт был использован позднее при проведении крестьянской реформы 1861 года.