Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

  • Home
  • Ответы по истории.
  • Передача Ельциным президентской власти Путину и в декабре 1999 избрание Путина Президентом РФ

Передача Ельциным президентской власти Путину и в декабре 1999 избрание Путина Президентом РФ

31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин объявил о своей отставке и передаче полномочий В.В. Путину, который 26 марта 2000 г. был избран Президентом РФ.

«Первая приоритетная задача — побороть собственную бедность... Надо самим себе однажды сказать: мы богатая страна бедных людей... Еще миллионы людей в стране еле сводят концы с концами, экономят на всем — даже на еде. Родители и дети годами не могут наскрести на проезд друг к другу. Старики, победившие в Великую Отечественную и создавшие России славу мировой державы, живут кое-как или того хуже — побираются на улицах.

       Вторая приоритетная задача — защита рынка от незаконного вторжения, как чиновного, так и криминального. Мы сегодня просто обязаны обеспечить надежность права собственности и оградить предпринимателя от произвольного, неправового вмешательства в его деятельность. Если этих гарантий не дает государство, вакуум быстро заполняют преступные группировки. Берут под свою «крышу» тех, кто никак не может добиться защиты от государства.

       Третья приоритетная задача — это возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны.

       Четвертая приоритетная задача — строить внешнюю политику исходя из национальных интересов собственной страны. По сути, надо признать верховенство внутренних целей над внешними. Мы должны наконец этому научиться».

С приходом к власти В. Путина начался процесс формирования новой политической элиты, обусловленный сменой лидера и изменением внутри- и внешнеполитического курса. В кадровой политике делалась ставка на восстановление роли и места силовых элементов в составе политической элиты. Основной опорой нового президента стали ФСБ (бывший КГБ) и МЧС (Министерство по чрезвычайным ситуациям). Укрепление этих силовых групп связано с программами и лозунгами по созданию правового государства, укреплению закона, порядка и борьбе с преступностью.

Реформа федеральных округов стала одним из первых преобразований В. Путина и была связана с поставленной задачей по укреплению роли федерального центра, созданию вертикали власти и формированию верных президенту кадров на местах.

Вместо «полномочных представителей Президента РФ в регионах» каждом из созданных федеральных округов назначался «полномочный представитель Президента РФ в федеральных округах» (полпред).

В качестве нового составного элемента исполнительной власти России создали Государственный совет, объединивший всех губернаторов и руководителей субъектов Федерации. В целом реформа укрупнила регионы, сократила бюрократический аппарат федеральных служащих, позволила поставить региональную исполнительную власть под непосредственный контроль правительства, повысила эффективность реализации государственных программ.

В 2000 г . была проведена реформа Совета Федерации РФ, который согласно Конституции 1993 г . являлся одной из двух палат парламента (законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы). В соответствии с законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» членом Совета Федерации мог стать представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа и представитель от региональной исполнительной власти, назначаемый руководящим лицом высшего исполнительного органа субъекта Федерации.

В 2000 г . были приняты законодательные акты, изменившие символику РФ. Парламент утвердил конституционные законы о Гербе, Флаге и Гимне страны.

Судебная реформа началась с предписания трем федеральным округам (Амурской области, Ингушетии и Башкортостану) привести законодательство в соответствие с Конституцией РФ (май 2000 г .). Кроме того, было продолжено начатое в 1993 г . постановлением Верховного Совета РФ создание судов присяжных.

В национальной политике важнейшей целью стало разрешение чеченской проблемы. Российское правительство сделало ставку на непримиримую борьбу с террористами, поддержку лидеров, отвергающих вооруженную борьбу и выступающих за проведение мер по восстановлению экономики. Были предприняты шаги по стабилизации жизни мирного населения. В ходе второй чеченской войны (1999-2003) удалось езять под контроль важнейшие населенные пункты Чеченской республики, разбить крупные сепаратистские объединения (февраль 2000 г .). Однако дальнейшее противостояние российской федеральной армии и чеченских боевиков перешло в стадию партизанской и диверсионной войны. После событий в театре на Дубровке в Москве (захват чеченскими террористами заложников) 23 октября 2002 г . правительство было вынуждено пойти на проведение референдума в Чечне (март 2003 г .) и начать разработку Конституции Чеченской Республики.

Социально-экономические изменения. Финансовая политика

Основной задачей нового правительства был выход из экономического кризиса, стабилизация социатьной сферы. Экономическая программа направлена на достижение устойчивого и динамического развития экономики, повышения ее конкурентоспособности.

В социальной сфере проводятся регулярные индексации доходов населения, выплачиваются пособия по безработице и дотации многодетным семьям, в крупных населенных пунктах организованы курсы по переподготовке и трудоустройству.

В финансовой сфере одной из важнейших реформ, направленных на стабилизацию развития экономики и контроля доходов теневой экономики, стала реформа налоговой системы. Правительству удалось летом 2000 г . провести через Думу проект, предусматривавший установление единой ставки подоходного налога. 1 января 2001 г . был введен единый 13%-ный налог на доходы физических лиц по большинству получаемых доходов.

В развитии промышленности в 2000-2003 гг. продолжился процесс денационализации путем продажи акций крупных государственных предприятий (Славнефть, др.). Продолжилось формирование крупной олигархии и дальнейшая монополизация отдельных отраслей промышленности (газовая, нефтяная отрасли, электроэнергетика, др.).

На посту президента Д.Медведев проводил курс на модернизацию российской экономики. Другой приоритетной задачей считал борьбу с коррупцией, прежде всего в госорганах. По его инициативе была проведена широкомасштабная реформа МВД с переименованием "милиции" в "полицию". Самый резонансный внешнеполитический поступок: решение об участии в вооруженном конфликте в Южной Осетии в августе 2008г. и последующее признание суверенитета Южной Осетии и Абхазии. Во внутренней политике Медведев – инициатор продления полномочий президента на два года - до 6 лет, Государственной Думы на один год – до 5 лет. В сентябре 2011 года Медведев отказался от участия в президентских выборах 2012 г. и возглавил федеральный список партии "Единая Россия" на выборах в Госдуму шестого созыва.

Будучи еще первым вице-премьером РФ, Дмитрий Медведев обозначил четыре основных направления, на которых, по его мнению, необходимо сосредоточиться в ближайшие годы. Он считает, что концентрироваться нужно на четырех своеобразных "И" - институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях".

Официально кандидатом в президенты РФ Дмитрий Медведев был выдвинут в декабре 2007г. партией "Единая Россия", получившей на парламентских выборах конституционное большинство в Госдуме. Еще до этого его кандидатуру поддержал В.Путин. Сам Медведев связывал свое выдвижение на пост президента РФ с необходимостью преемственности курса В.Путина. Практически сразу после выдвижения он пообещал, что в случае избрания предложит В.Путину пост премьер-министра. В итоге в марте 2008г., получив поддержку более чем 70% избирателей, Медведев был избран третьим президентом России. В мае состоялась его инаугурация, сразу после которой Госдума по представлению нового главы государства утвердила председателем правительства В.Путина.

Став президентом Дмитрий Медведев пообещал поставить во главу угла проводимой им политики "развитие человеческого капитала". В этой связи им был провозглашен курс на модернизацию всех сфер экономики, расширение возможностей для малого и среднего бизнеса. Кроме того, Медведев заявил о необходимости "преодолеть правовой нигилизм", радикально снизить административные барьеры и довести уровень коррупции до минимального уровня.

Через три месяца после начала президентского срока Медведев столкнулся с серьезным внешнеполитическим кризисом, после того как в ночь на 8 августа президент Грузии Михаил Саакашвили начал военные действия против Южной Осетии, где с начала 90-х годов для обеспечения безопасности находились российские миротворцы. Дмитрий Медведев принял решение вмешаться в конфликт для защиты жителей непризнанной республики. В урегулировании ситуации в качестве посредника принимал участие тогдашний президент Франции Николя Саркози. После завершения военных действий Россия столкнулась с крайне нелояльной реакцией Запада на события и нежеланием США и Европы признавать грузинское руководство инициатором военной операции. В итоге 26 августа 2008г. Медведев подписал указы о признании суверенитета как Южной Осетии, так и Абхазии.

В ноябре 2008 г. в обращении к Федеральному собранию Дмитрий Медведев выступил с инициативой об увеличении полномочий президента РФ до 6 лет, а сроков работы Госдумы - до 5 лет. 31 декабря 2008г. соответствующая поправка к Конституции РФ вступила в силу, однако она будет применена только в отношении президента РФ и Госдумы, которые будут избраны на выборах 2011-2012. Спустя три года Медведев же подписал закон о снижении проходного барьера в Госдуму для политических партий с 7% до 5%. Впрочем, этот закон вступит в силу лишь 1 января 2013г.

В апреле 2009г. состоялась первая встреча Медведева с вновь избранным президентом США Бараком Обамой, которая, по признанию обоих лидеров, знаменовала собой начало нового этапа в отношениях двух стран. Кроме заявления по дальнейшему взаимодействию РФ и США, в ходе встречи была подписана декларация по СНВ, предусматривающая разработку нового договора о сокращении наступательных вооружений взамен договора СНВ-1, завершившего свое действие 4 декабря 2009г. Спустя год, 8 апреля 2010г., новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) был подписан, а в феврале 2011г. после ратификации Конгрессом США и Госдумой РФ договор СНВ-2 вступил в законную силу.

В начале февраля 2010г. Д.Медведев подписал новую Военную доктрину, в которой среди основных внешних угроз России упоминается усиление НАТО за счет присоединения новых членов и развертывание систем ПРО. Кроме того, доктрина предусматривает в критических для национальной безопасности ситуациях нанесение по агрессору ядерного удара, в том числе и упреждающего. Отметим, что это уже третий вариант военной доктрины в истории современной России. Так, доктрина 1993г. исходила из того, что военные конфликты исключены. В варианте 2000г. особо отмечался ее оборонительный характер.

Что касается обеспечения внутренней безопасности, Дмитрий Медведев инициировал масштабную реформу МВД, предполагающую оптимизацию управления органами внутренних дел РФ, переименование "милиции" в "полицию", сокращение к 2012г. численности сотрудников органов внутренних дел на 20%, а также целый ряд антикоррупционных мероприятий. В рамках реформы уже проводится ротация кадров ведомства, причем кадровые чистки коснулись и верхних эшелонов МВД.

Объявив о необходимости обновления управленческих кадров в России, Медведев проводил последовательную политику по смене губернаторов-долгожителей. За годы его президентства свои посты покинули президент Татарстана М.Шаймиев, президент Башкирии Муртаза Рахимов, губернатор Ростовской области В.Чуб и др. Однако самой громкой в этой череде стала отставка мэра Москвы Юрия Лужкова, который в отличие от других старожилов, писавших заявления о добровольной отставке и подготовивших себе преемников, занял жесткую позицию, заявив о намерении оставаться во главе столицы до конца срока, истекающего летом 2011г. В результате 28 сентября 2010г. Д.Медведев подписал указ об отстранении Ю.Лужкова от должности с жесткой формулировкой: "в связи с утратой доверия". Вместо Лужкова на должность мэра Москвы был предложен, а затем назначен Сергей Собянин, которого считают членом "путинской команды".

Отставка московского градоначальника, впрочем, стала не единственной инициативой Медведева в отношении будущей судьбы российской столицы. Так, в июне 2011г. он выступил с предложением о создании столичного федерального округа, выходящего за традиционные границы города. А уже в июле 2011г. руководство Москвы сообщило, что территория российской столицы будет расширена в 2,4 раза.

Исторический феномен России формировался в основных чертах в условиях Московского государства. Тогда же родилось и закрепилось само название страны, которое существует до сегодняшнего дня. Однако феномен России имеет глубокие исторические корни, которые являются общими для всex народов: русского, украинского и белорусского. Истоки связаны с эпохой Киевской Руси,

которая охватывает IX–XII вв. Есть все основания говорить о том, что в древности на территории Киевской Руси развитие шло по прогрессивному пути. Восточные славяне как самостоятельная ветвь выделись из славянства в VI в. и постепенно заселили европейскую равнину. Они представляли собой смешение различных расовых линий: индоевропейских и арийскик ощутимым добавлением урало-алтайских ветвей монгольских, тюркских и финских народов. Они рассматривали себя как часть европейского мира, осознавали свою близость с ним. Развивалось сельское хозяйство, ремесла, возникли города. Широкие торговые связи прослеживаются как с Западом, так и с Востоком. Важным шагом на пути общественного прогресса было появление государства. Государственность в древности начала складываться в нескольких регионах. Киев первым положил начало объединению земель. Здесь правила династия Киевичей, потомков основателя города. В начале IX в. основы государственности появились в земле вятичей, на Северо-Востоке. Она формировалась из союза племен, во главе которого стояла иерархия аристократии во главе со "светлым князем". Северо-Западные земли призвали на княжение варяжского конунга Рюрика с братьями. После смерти Рюрика в 882 г. другой варяжский конунг Олег обманом захватил Киев, объединив земли. Появилось древнерусское государство, которое принято называть Киевской Русью к имени столицы. Киевское государство постепенно стало 6ольшим и процветающим. С запада оно граничило с христианскими народами и языческими, которые постепенно приобщались к христианству. На востоке его соседями были принявшая ислам Волжская Булгария, иудейский Хазарский каганат в междуречье Волги и Дона. На северо-востоке территории были заселены финскими племенами. Приазовские и прикаспийские степи представляли собой мир кочевников. Хозяевами степных просторов были печенеги, принявшие ислам, а затем сюда пришли и язычники-половцы. Таким образом, изначально геополитическое пространство, которое станет полем исторической деятельности русских, находилось на стыке разных миров. Население Древней Руси находилось под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде всего христианского и мусульманского. Однако древняя история является в настоящее время предметом острых дискуссий. Не все разделяют мнение, что государство в восточной части Европы возникло до призвания варягов. В "Повести временных лет" записано: "И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю Русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белом озере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась русская земля". Варяги положили начало великокняжеской династии Рюриковичей. Со времен М.В. Ломоносова вокруг этого положения летописи кипят страсти. В советское время, когда все иностранное отвергалось, эпизод с призванием варягов трактовался как несущественный, не оказавший какого-либо влияния на развитие восточных славян. Варяги в конечном итоге были ассимилированы: так утверждалось. Таким образом, доказывается, что Древняя Русь, развиваясь аналогично Западной Европе, подошла одновременно с ней к рубежу образования большого раннесредневекового государства. Призвание варягов стимулировало этот процесс, Следовательно, эпизоде призванием варягов доказывает, что Древняя Русь развивалась так же, как и Европа. Однако другие историки склонны считать иначе. Они ставят вопрос: действительно ли варяги – это скандинавы, конкретнее, норманны, шведы? В советское время считалось, что население Киевской Руси составляли восточные славяне (пoляне, древляне, ильменские славяне и т.д.). Их называли древними русскими. Указания исторических документов, прежде всего древнейшей летописи "Повести временных лет", о том, что наряду со славянами здесь жили русы, отодвигались на второй план. Названия Русь, русские, выводили из названия реки Рось, по берегам которой жили росы. Однако сейчас это положение выглядит не столь однозначно. Исследователи давно указывали на то, что понятие "Русь" встречается в документах довольно часто безотносительно к славянам эпизоду с призванием варягов. Слово "Русь" было распространено в Европе, в том числе восточной. Руги, русы — название часто встречается и в Прибалтике (остров Рюг Южной Германии (Reisland до 1924 г. существовала на панице Саксонии и Тюрингии), и на территориях по Дунаю. Кыли ли русы славянским племенем или нет, сказать определенно нет оснований. Но очевидно, что русы жили рядом с древлянами, полянами и имели европейское происхождение. Летопись называет русами варягов. В средние века варягами называли любые наемные дружины, независимо от того, откуда они пришли. Наемничество было распространено в средние века в Европе. Наемные дружины приглашали для участия в войнах, для защиты городов. Одной из таких дружин и были русы, приглашенные славянами. Одни историки больше склоняются, что варяги — это племя с берегов Южной Балтики. Особо подчеркивается близость балтийцев и славян, которые жили рядом, имели много общего. Л.Н. Гумилев высказывал мнение, что русы — это скорее племя южных германцев. Этот спор вряд ли удастся разрешить. Круг источников узок. Речь идет о гипотезах. Трудно сказать, какие славянские и неславянские племена входили в состав Киевского государства. Однако, кто бы ни были варяги, русы обратите внимание: они связывают, привязывают Древнюю Русь к Европе. Первоначально русы и славяне жили не смешиваясь, русские князья не только защищали Русь, но и промышляли наемничеством по всей Европе. Русские дружины переваливали даже за Пиренеи в поисках военной удачи. Воинственные русы сражались с войсками Арабского халифата. "Да проклянет их Аллах!", — писал с ужасом арабский автор о смелости и агрессивности русов. Но главную и широкую основу для вхождения в европейское общество создавало, конечно, принятие христианства Крещение Руси стало важным и во многом переломным рубежом. Христианство стало проникать в восточно-славянские земли задолго до крещения. Церковная традиция относит начало христианизации к I в. н.э. В летописях упоминается хождение брата апостола Петра Андрея Первозванного на Русь. Занимаясь миссионерской деятельностью, он попал на Киевские горы и предсказал возникновение здесь великого христианского государства. Однако серьезные истории считают этот эпизод легендой, которая появилась в летописи под давлением церковных деятелей. Первые достоверные сведения о проникновении христианства на Русь относятся к IX в. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга Однако датой христианизации Руси принято считать 988 г. Киевский князь Владимир долго упорствовал в язычестве Однако, собравшись жениться на греческой принцессе Анне сестре византийских императоров, он принял крещение Корсуни (Севастополе). Вернувшись с молодой женой в Киеве он крестил его жителей. Такова летописная версия. В 990 г. не без сопротивления был крещен Новгород. Затем христианство распространилось по другим городам и весям. Насилие, действительно применялось широко. Не желавшие креститься люди уходили в леса, занимались разбоем. Однако посмотрим на это другой стороны. Смена духовных и нравственных приоритетов – это трудный процесс в любой стране. Не был он петым и для Руси. На смену жизнелюбивому, оптимистичному язычеству, шла вера, которая требовала ограничений, жесткого выполнения нравственных принципов. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни: от семейных отношений до общественных установлении. Посмотрим на простом примере, какие глубокие изменения несла новая религия. Язычество не возбраняло многоженство. У великого князя Владимира в языческие времена, было, по сведениям летописи, пять жен и несметное число наложниц ("триста в Белгороде, двести в Берестове..." и т.д.). Нравы были жестокими. По смерти хозяина убивали жен и наложниц, чтобы они сопровождали его в загробной жизни. Конечно, рядовой труженик не мог содержать такое число жен, как великий князь, но не в этом дело. Теперь предлагалось перейти к другим основам жизни. Семью христианство рассматривает как священный религиозный союз мужчины и женщины, которые связаны взаимными обязательствами на всю жизнь. Многоженство категорически исключалось. Дети признавались законными только в том случае, если они рождены в браке, освященном церковью. На этом примере видно, что принятие христианства было глубокой революцией во всех сферах жизни. И она не могла пройти без борьбы. Смена веры на Руси происходила без иностранного вмешательства. Это было ее внутреннее дело, и она сама делала свой выбор. Большинство ее западных соседей приняли христианство из рук миссионеров или крестоносцев. Христианство утвердилось на Руси, в основном, за 100 лет. Это короткий срок для такого кардинального перелома. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. С принятием христианства язычество не утратило в русских землях своей перспективы. Оно органично слилось с христианством. Домовые, лесовики, русалки мирно уживались с христианскими апостолами и святыми. Христианские праздники совместились с языческими. Уровень развития Древней Руси для своего времени был высоким. В настоящее время накоплены новые знания. Научные материалы, подтверждают высокий уровень духовного развития Древней Руси. Это признают и многие западные историки. Еще недавно за рубежом было распространено мнение, что философия была заимствована Россией у Запада в относительно недавнюю эпоху, в XVIII или даже в XIX вв. Однако сейчас мнение меняется. Так, известный английский философ ф. Коплстон относит зарождение философской мысли к периоду Киевской Руси. Причем справедливо утверждается, что Киевскую Русь нельзя отделять от Европейского Запада. Истоки философской культуры относят теперь первой половине XI столетия. Их связывают с выдающие религиозно-философским произведением "Слово о закон» благодати", автором которого является киевский митрополит Илларион (первый митрополит из русских, ранее были греки). Любопытно, что Илларион невольно свидетельствовал о высокой культуре Киевской Руси. Он писал: "Ибо, что в иных книгах писано и вам ведомо, то здесь излагать — пустая дерзость и желание славы. Ведь не к несведущим пишем, но к преизобильно насытившимся сладостью книжной...". Просвещение, благодаря международным связям древнерусского государства, особенно с Византией, было развито в стране сравнительно широко. До нас дошла значительная духовная и светская литература — "слова", проповеди, поучения, такая жемчужина мирового класса как "Слово о полку Игореве" и др. От этой эпохи дошел до нас ряд документов общегосударственных и правовых: договоры с греками и немцами, уставы о церковных судах, первый правовой кодекс "Русская Правда", "Кормчая книга" и т.д. Возникли обширные библиотеки при княжеских дворцах и монастырях. Произведения зарубежных авторов, которые переводились на русский язык, переписывались во многих экземплярах и распространялись среди жителей городов. Грамотность получила широкое распространение, князья владели иностранными и древними языками (латынь). Известно, что сын Ярослава Мудрого знал пять языков. Возможно, что некоторые русские люди учились в заграничных университетах. Европейская цивилизация — городская. Древняя Русь развивалась в этом же русле. Ее столица — Киев — представляла собой большой, культурный город с прекрасными Деревянными и каменными храмами, палатами, со школами и книгохранилищами, с развитой торговлей и ремеслами. Немецкие авторы сравнивали Киев со столицей Византийской империи Царьградом. Кроме Киева существовал еще ряд культурных центров, где городская жизнь была даже оживление, чем на Западе. Скандинавские саги называли Русь "страной городов". Широкие экономические связи древних славян с Европой (путь из варяг в греки), а также культурные, политические, династические связи — все это позволяет говорить о Древней Руси как части Европы, формирующейся по ее типу, а в чем-то ее обгоняющей. Дошедший до нас правовой кодекс "Русская правда" поражает высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой. Все дошедшие до нас памятники свидетельствуют о высоком уровне развития культуры в Древней Руси. Однако наряду с наличием общих тенденций. Древняя Русь демонстрировала ряд существенных особенностей в своем развитии по сравнению с Европой. 1. В Древней Руси шел процесс классообразования. Уже в XI в. началось выделение частной собственности: церковной, княжеской, частных лиц. Но все же процессы социально-классовой дифференциации по сравнению с Европой того времени были выражены слабо. Крупная частная собственность (вотчина) имела рабовладельческий характер. Рабство (челядь, смерды) на Руси, как и во всей Европе, было распространено до XV в. Лишь после распада Золотой Орды угасла работорговля без притока невольников. В ходе войн главной добычей были пленники, которых либо продавали на невольничьих рынках Крыма и Кавказа, либо приводили с собой в качестве военной добычи. Вотчина длительное время была основана на труде рабов и полусвободных. В целом вотчина не играла ведущей роли в экономике Древней Руси. Это были острова в море свободных земледельческих общин, основанных на коллективной форме собственности. Именно общинники доминировали в Киевской Руси. 2. Основной ячейкой общественного устройства была община. Это — замкнутая социальная система, организующая все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую, культурную. Община — многофункциональна, базировалась на принципах коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Ее внутренняя жизнь была организована на принципах прямой демократии: выборность старейшин, коллективное принятие решений. 3. Господствовал идеал народоправства — коллективного общинного управления. Можно назвать его вечевым идеалом. Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем (ни в восточном варианте, ни в западном). Государство строилось на принципах общественного договора. Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить "ряд" — договор — с народным собранием (вече). А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, призванным блюсти интересы общества, коллектива. Государственное устройство держалось на договоре земель и княжеской власти, который предусматривал взаимные обязательства. Народное вече обладало большими правами. Оно ведало вопросами войны и мира, распоряжалось княжеским столом (престолом), финансовыми и земельными ресурсами волости, санкционировало денежные сборы, входило в обсуждение законодательства, смещало администрацию и т.д. Состав вече — демократический. Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его подчинения. С помощью веча народ влиял в XI — начале XIII вв. на ход общественно-политической жизни. 4. В Древней Руси было много городов. Но роль их была несколько иной, чем в Европе. Там город — центр торговли, ремесла, культуры. На Руси город являлся политическим центром, к которому тяготела округа. Это был своеобразный город-государство. Жизнь русских славян была организована на демократических началах, в отличие от Западной Европы — более демократических. Демократия по типу была близка к эллинской, к демократии античных городов-полисов. Так же как и в Элладе демократия носила ограниченный характер. Из ее сферы были исключены женщины и рабы. Обратите внимание: Киевская Русь развивалась по пути близкому к античному. Фактически она была ближе к прогрессивному типу развития, чем средневековая Европа. Но все же это — не Древняя Греция. Важнейшая проблема соотношения личности и общества разрешалась в пользу коллектива. Индивидуализм не мог родиться из коллективистской общественной системы. 5. Еще одна особенность — всеобщее вооружение народа. Рядовое население Древней Руси было вооружено. Не только князь и дружина. Вооруженный народ был организован по десятичной системе (сотни, тысячи). Это народное ополчение. Именно оно решало исход сражений. Подчинялось народное ополчение не князю, а вечу. Эта традиция сложилась под влиянием постоянной военной опасности, прежде всего со стороны кочевой степи. Особенности Древней Руси пока еще были вполне совместимы с прогрессивным типом развития. Причем некоторые из них уже начали изживать себя. Так, например, вече как практический демократический институт уже в XI в. теряло свою главенствующую роль, хотя существовало еще продолжительное время. Только в Новгороде и Пскове, включенное в систему республиканских демократических институтов, вече сохраняло свою силу в течение столетий, хотя современники осознавали недостатки этого института (решение вопросов в кулачном бою и т.д.). Казалось бы, быть Руси частью Европы. Однако ситуация изменилась на просторах русской равнины коренным образом. Киевское государство начало распадаться в конце XI в. Возникло множество суверенных земель — княжеств, и их число увеличивалось. К середине XII в. образовалось 15 княжеств, к началу XIII в. их было уже около 50. Древнерусское государство исчезло. Процесс раздробления большого раннесредневекового государства был естественным. Европа также пережила полосу распада раннесредневековых государств, раздробленности, локальных войн, чтобы затем развился процесс образования национальных государств светского типа, которые существуют до сих пор. Можно сделать вывод – Древняя Русь, пройдя полосу распада, могла прийти к аналогичному. Здесь в перспективе могло возникнуть национальное государство, мог сформироваться единый народ. Однако этого не случилось. Развитие пошло иначе. Переломным в истории Древней Руси, как и в Европе стал XIII в. Но если Европа с этого времени активно продвигалась по пути внедрения прогрессивного типа развития, то перед Русью стала другая проблема. В 1237 г. в русских пределах появились монголо-татары. Они несли массовую гибель людей, разрушение городов, уничтожение того, что создавалось столетиями. Однако опасность шла не только с Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва наступала на русские земли, а также — шведы, немцы и ливонские рыцари. Раздробленная Древняя Русь столкнулась с труднейшей проблемой: как самосохраниться, как выжить? Она оказалась как бы между жерновов Востока и Запада. Причем характерно: с Востока, от татар шло разорение, а Запад требовал смены веры, принятия католичества. В связи с этим русские князья для спасения населения могли пойти на поклон к татарам, соглашались на тяжелую дань и унижение, но нашествию с Запада сопротивлялись. Монголо-татары как смерч пронеслись по русским землям.